Что такое банковская тайна, что к ней относится? Защита банковской тайны

depositphotos_77228450_original-7530449

По закону тайна – сведения о сделках, операциях по счетам юридических лиц, предпринимателей, физических лиц, сведения о счетах на вкладах, остатках средств на счетах, а также сведения о наличии кредитов, вкладов или прочих услуг клиента. Не подлежат разглашению и личные данные клиента. Если банк будет разглашать сведения из банковской тайны, то он несёт ответственность, включая необходимость возмещения ущерба по Федеральному закону «О банках и банковской деятельности».

Банковские сведения не подлежат разглашению

Отечественное законодательство предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за разглашение составляющих банковскую тайну сведений и некорректное обращение с информацией о клиентах банков.

По ст. 183 УК РФ виновного в разглашении банковской тайны могут оштрафовать на сумму до 1,5 млн руб. или лишить свободы на срок до 7 лет — наказание определяется с учетом тяжести последствий от незаконного получения и разглашения банковской тайны. Указанная статья предусматривает ответственность:

  • за собирание составляющей банковскую тайну информации;
  • распространение и использование вышеуказанных сведений.

Отдельно выделены ситуации, когда эти же деяния совершены из корыстного интереса, с причинением серьезного ущерба или повлекли тяжкие последствия.

Если по вине банка произойдет утечка сведений, составляющих банковскую тайну, пострадавшие в таком случае владельцы счетов и вкладчики вправе потребовать от банка возмещения причиненного ущерба (компенсацию имущественного и морального вреда) — это право предоставляет им ст. 857 ГК РФ, о которой шла речь в предыдущем разделе.

Административная ответственность при утечке сведений, составляющих банковскую тайну, может наступить по ст. 13.14 и 13.11 КоАП:

  • по ст. 13.14 — за разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом (кроме случаев, по которым наступает уголовная ответственность), в виде штрафа от 500 до 5 000 руб., наложить который могут на физлицо, получившее доступ к банковской информации в связи с выполнением служебных обязанностей (к таким лицам относятся служащие банков, Бюро кредитных историй, правоохранительных, налоговых, таможенных и иных органов);
  • по ст. 13.11 — за нарушение законодательно определенного порядка сбора, хранения и распространения информации о клиентах банка под штраф от 500 до 10 000 руб. могут попасть любые пользователи банковской тайны, допустившие такое нарушение.

Банковская тайна – это фактически особенная информация, которую узнает кредитная организация, осуществляющая банковскую деятельность. Также ее могут узнать некоторые другие лица, — от кредитной организации в ходе ее проверки или взаимодействия с ней.

Банковская тайна регулируется правовыми нормами, которые устанавливают следующее:

  1. Правовое положение субъектов правоотношений – по вопросам использования, предоставления и охраны информации, которой владеет банковское учреждение.
  2. Содержание информации, которая находится в статусе такого режима.
  3. Условия и порядок, согласно которым будет предоставлена и использована информация, которой обладает кредитное учреждение.
  4. Порядок правовой информационной защиты. Сюда входит и ответственность, если такая информация будет разглашена.

В России информация, являющаяся банковской тайной, строго очерчена на законодательном уровне. Но благодаря формулировкам законов есть возможности для их различного толкования.

Кредитная организация обязана осуществлять предоставление сведений, являющихся банковской тайной исключительно в законодательно закрепленных случаях.

Исключениями из банковской тайны могут выступать конкретно установленные законодательством основания.

В статье 857-й ГК РФ закреплено то, что сведения, являющиеся банковской тайной, могут предоставляться только самим клиентам или их представителям. Государственные органы и их должностные лица могут получить подобные сведения исключительно в случаях и в порядке, установленном законодательством.

Самый подробный перечень подобных случаев содержит Закон о банках. При этом иными федеральными законами устанавливается детализация полномочий и процедура получения определенных необходимых сведений. Ситуации предоставления сведений, которые являются банковской тайной, обычно классифицируются по различным основаниям.

Первый классификационный критерий – согласен или же нет, клиент банковского учреждения раскрыть эту информацию.

read_time_2-1203814

Второй случай, когда может быть предоставлена банковская тайна – зависит от порядка и формы их предоставления.

Например, на раскрытие информации может влиять следующее:

  1. Специальные запросы. Их осуществляют государственные органы, высылая справки или отдельные документы.
  2. Отчетная или иная обобщенная документация кредитного учреждения (аудиторы, Банк России).
  3. Порядок уведомления – здесь не нужен предварительный запрос государственных органов о том, что есть определенные, предусмотренные законом обстоятельства в отношении определенного банковского клиента.
  4. Комитет по финансовому мониторингу – в силу законодательного предписания, если выявлены установленные признаки.

Третье основание классификации – это статус лица, которого касаются предоставляемые банком факты. Так, Банковский закон предусматривает разные критерии, по которым могут быть предоставлены сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Теперь перейдем к полномочиям, которыми обладают различные пользователи информации, являющейся банковской тайной, а также к основаниям, по которым им предоставляются сведения.

Само собой, наиболее важным значением институт банковской тайны обладает, когда дело касается взаимоотношений налоговых органов и кредитных организаций. Налоговые органы стараются узнать как можно больше информации за как можно более короткий временной период от банковских учреждений. В свою очередь, банковские учреждения должны в первую очередь заниматься защитой клиентских интересов, поскольку именно клиенты – источник их благополучия. Таким образом, очевиден конфликт интересов.

Согласно банковскому закону, налоговые органы могут заниматься получением справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Согласно Налоговому Кодексу РФ, у налоговых органов довольно широкие полномочия в отношении получения от банковских учреждений информации по клиентам последних:

  1. Банки осуществляют открытие счетов учреждениям, ИП только в том случае, если предъявлено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
  2. Банки должны сообщать, когда открывается или закрывается счет учреждения, индивидуального предпринимателя, налоговому органу по места их учета. Срок – пять дней с того момента, как был открыт или закрыт такой счет.
  3. Банки должны заниматься выдачей налоговым органам справок по операциям и счетам организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Делается это согласно законодательству Российской Федерации, в пятидневный срок, после того, как появился мотивированный запрос налогового органа.
  4. У налоговых органов есть право требования от банков документов. Документы эти должны подтверждать, что платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов о списании со счетов клиентов налоговых сумм, пеней и штрафов, исполнены.
  5. Если налоговые органы считают, что банк обладает всеми необходимыми для них документами, то у них есть право истребования этих документов у банка. Действует это только в том случае, если есть основания для проведения в отношении него проверки.

Судебная практика, раскрывающая банковские споры с налоговыми органами о предоставлении банковской информации, — это основная масса всей судебной практики по банковской тайне в целом. Взаимоотношения банка и налогового органа часто не столь просты – часто бывает сложно растолковать понятия «справка» и «документ», определяя допустимую форму предоставления информации.

Так, специалистами была высказана позиция, «что справкой называют не что иное, как справочную информацию, подготавливаемую конкретно в банковском учреждении для целей ответа на запрос. Документ же является каким-либо конкретным документом (оригиналом, копией). У него есть идентифицирующие признаки, он уже имеет место быть на момент появления в банке запроса и его не изготавливают конкретно для ответа на запрос налоговых органов.

По 86-й статье НК РФ банк не обязан заниматься предоставлением каких-либо документов – только справок. Истребование документов может проводить только должностное лицо налогового органа, руководствуясь статьей 87-й НК РФ. Это возможно в том случае, если проводится встречная налоговая проверка или же если необходимо подтвердить исполненные платежные поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовые поручения (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

➡️   новогодняя семейная фотосессия

В ситуации, когда банк является налоговым агентом, он должен представить в налоговый орган по месту своего учета пакет документов, необходимый для того, чтобы осуществлять контроль за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, в том числе и документами, охраняемыми в режиме банковской тайны.

Судебная практика говорит о том, что банк как налоговый агент обязан раскрывать и сведения, касающиеся физических лиц. Так, в одном случае арбитражным судом было указано, что по п.1 ст.93-й НК РФ, истец – это налоговый агент и если должностное лицо, проводящее налоговую проверку, требует того – он обязан предоставить всю необходимую информацию.

Банковским законом установлено, что предоставление справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей правоохранительным органам, должно осуществляться в том случае, если выполнены два условия:

  1. Информация прямо относится к делу, которое находится в компетенции этого органа.
  2. Есть согласие прокурора.

Каким образом соотносятся банковская и коммерческая тайны?

Правовое понятие банковской тайны обычно подразумевает весь массив данных, который клиент добровольно предает в распоряжение финансового учреждения для получения конкретных услуг. Банкам запрещается рассекречивать данные, которые предоставляются в заявках и анкетах. Речь зачастую идет об оригиналах договоров, заверенных у нотариуса копиях различных документов, выписках из действующих банковских счетов, паспортных и контактных данных клиента. Весь перечень конфиденциальной информации указан в действующем законе, регулирующем процесс деятельности банков.

Сейчас банковская тайна включает:

  1. Реквизиты юридических лиц.
  2. Паспортные и контактные данные физических лиц.
  3. Данные касательно уровня располагаемого клиентом дохода.
  4. Финансовые реквизиты банковских карт и всевозможных типов расчетных счетов.
  5. Информацию об имущественных правах, включая залоговое и полученное в кредит имущество.
  6. Данные об открытии или закрытии счетов (номер, валюта, тип, срок действия и дата подписания соглашения).
  7. Финансовые сводки о выполненных транзакциях, движении денежных средств и общем объеме операций.

Основной перечень сведений, которые официально составляют банковскую тайну, требуется финансовым учреждениям для ведения операционной деятельности и составления общего бухгалтерского баланса предприятия. Предоставляемая личная или корпоративная информация может разглашаться только после согласования с клиентом условий рассекречивания отдельных данных.

За умышленную передачу секретной информации третьим лицам в целях получения выгоды предусмотрено уголовное наказание. Государственные органы получают доступ к конфиденциальным данным без согласия клиента и банка в рамках процедуры сбора информации для формирования аналитических отчетов, проведения проверок и расследования преступлений.

По мнению некоторых исследователей, банковской тайной является особая разновидность коммерческой тайны. Такая позиция оспорима, поскольку между банковской тайной и коммерческой есть существенные различия.

    1. Банковская тайна – законная и не зависит от волеизъявления субъектов правоотношений по поводу ее охраны. Коммерческая тайна же если наоборот – одностороннее объявление. Банковская тайна, согласно закону, обладает собственным содержанием, субъектами, порядком предоставления.
    2. Важнейший признак банковской тайны – факт предоставления конфиденциальной информации клиентом банку с целью обеспечить надлежащее оказание банком определенных услуг по договору с клиентом. Таким образом, передаваемые сведения обладают вспомогательным характером по отношению к заключенному между кредитной организацией и клиентом договору. Согласно данному договору, банк должен хранить банковскую тайну – это также входит в его обязательства.
    3. Обязанность охранять банковскую тайну довольно относительна: одно обязанное лицо (кредитное учреждение) противостоит одному управомоченному лицу (клиенту). Наоборот, если тайна коммерческая – то охранные отношения являются абсолютными: одному управомоченному лицу (он считается обладателем информации) противостоят неопределенные лица, обязанные охранять данную информацию.
  1. Обязательный признак коммерческой тайны – то, что ее обладатель должен принять меры и защищать ее конфиденциальность. Другими словами, носитель коммерческой тайны всегда занимается ее охраной, исходя из собственных личных интересов. Для банковской же тайны имеет значение следующий факт – они обязаны охранять конфиденциальность сведений только за собственниками и пользователями информации в интересах обладателя (а не за самим обладателем информации).
  2. Коммерческая тайна может быть предметом сделки (к примеру, такая информация может быть передана иному лицу за определенную денежную сумму). Банковскую же тайну нельзя передавать по сделкам с третьими лицами.
  • банковский счет,
  • банковский вклад
  • операции по счету и сведений о клиенте,
  • какие-либо операции,
  • счета о вкладах собственных клиентов,
  • иные сведения, устанавливаемые кредитным учреждением – если федеральным законом не предусмотрено иное.

Способы защиты банковской тайны

Закон «О банках и банковской деятельности», включая статью 26, выложен в свободном доступе во всемирной сети. Защита банковской тайны заключается в следующих параметрах:

  • проведение постоянных бесед с сотрудниками основных отделений банков о том, что такое тайна, и чем грозит ее несоблюдение;
  • установление хороших качественных антивирусных программ и программного обеспечения, препятствующих доступу к необходимым сведениям третьих лиц;
  • хранение досье, сведений о кредитах, переводов в специальных сейфах.

При этом защиту должно организовывать не только руководство банка, но и все сотрудники, включая приходящих сотрудников, например, из охранного предприятия и аутсорсинговых компаний. Все лица, которые имеют доступ к кабинетам учреждения, должны подписывать бланк о неразглашении банковской тайны.

Сам Закон содержит правила для различных категорий. Например, аудиторские фирмы не имеют права раскрывать сведения о бухгалтерской отчетности клиентов. Юристы, нотариусы несут ответственность о неразглашении сведений о банковских операциях клиентов, даже если операции совершались в пользу данных лиц.

Отдельно указаны президентские органы власти, в чьи функции входит функция страхования вкладов.

Доступ к тайне кредиторов имеют некоторые лица, которые установлены в законе. К таким лицам относятся:

  • сотрудники банков, осуществляющие деятельности по работе с клиентами;
  • службы безопасности банка;
  • органы власти при наличии соответствующего постановления суда;
  • частные детективы, работающие по лицензии;
  • налоговая инспекция.

Вся деятельность банков регулируется специальными нормативными актами

Для любого из данных участников тайна доступна при предоставлении соответствующих документов. При этом каждый, кто получает доступ к тем или иным данным, включая органы власти, подписывает бланк о неразглашении банковской тайны.

Отдельно стоит сказать, что доступ к данным тайны есть и у избирательных комиссий субъектов РФ (для проверки сведений, представленных кандидатами). В целом тайна при выборах – это особый случай, но каждый кандидат в депутаты строго проверяется.

Также здесь могут быть проверены денежные средства на:

  • счетах супругов;
  • детей;
  • некоторых других ближайших родственников.

Есть агентство, обязанное предоставлять власти, имеющиеся в их распоряжении сведения. Сведения могут быть запрошены как в целом о клиентах, так и о конкретных сделках. В любом случае специалисты, перед тем как передать информацию, обязаны удостовериться, что действительно существует Постановление суда об открытии сведений.

Всесторонняя правовая защита различной конфиденциальной информации регулируется одновременно несколькими действующими законами. Определение банковской тайны представлено в законе, регулирующем процесс банковской деятельности, но многие нюансы защиты личных и финансовых данных прописаны также Гражданским кодексом и обширным перечнем сопутствующих правовых актов.

В правовом поле банковская тайна регулируется:

  • Статьей 857 ГК.
  • Общими положениями ФЗ «О защите прав потребителей».
  • Статьей 183 УК (вступает в действе только при незаконном разглашении конфиденциальных данных и коммерческой тайны).
  • Статьей 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
  • ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

Любые сведения о действующих расчетных счетах, открытых депозитах, полученных кредитных продуктах, активированных пластиковых картах и выполненных операциях могут использоваться злоумышленниками в мошеннических схемах. К конфиденциальной информации следует отнести также конкретные файлы, хранящиеся на серверах систем интернет-банкинга и официальных мобильных приложений.

Подписывая договор о кредитовании, открытии депозита, ведении расчетного счета или выпуске карты, клиент финансового учреждения обязан обратить внимание на пункт, в котором он дает согласие на обработку конфиденциальной информации. В обмен на получение подобного разрешения, финансовое учреждение обязано гарантировать сохранность полученных данных.

➡️   Налог на имущество за 2021 год - срок уплаты - nalog-nalog.ru

Предлагаем ознакомиться:  Договор подряда, правила заключения и расторжения

На государственном уровне защита банковской тайны обычно обеспечивается путем создания правового поля, в рамках которого обязаны работать финансовые учреждения. Все без исключения уполномоченные государственные органы используют рассекреченные банками данные только для конкретных целей, связанных с мониторингом финансовой деятельности и расследованием преступлений. Коммерческие банки обязаны предпринимать практические мероприятия, позволяющие ограничить доступ ко всему массиву конфиденциальной информации.

Разглашение банковской тайны

Каждый банк официально обязуется приложить усилия для сохранения конфиденциальности предоставленных клиентом сведений. Любая утечка информации может привести к финансовым убыткам, поэтому законом регулируются случаи, когда умышленное разглашение сведений официально разрешено. Запрос на получение данных, относящихся к банковской тайне, имеет право подать государственное или некоммерческое учреждение, которое уполномочено выполнять функции контроля и мониторинга банковской детальности.

Запросы на получение конфиденциальной информации поступают от:

  1. Федеральной службы по финансовому мониторингу в ходе борьбы с нелегально полученными доходами.
  2. Следственных органов на этапе расследования преступлений.
  3. Службы судебных приставов на этапе изъятия имущества для погашения долговых обязательств.
  4. Центрального банка в ходе сбора статистической и аналитической информации.
  5. Судов различной инстанции.
  6. Налоговой инспекции в случае рассмотрения дел об уклонении от уплаты налогов.
  7. Агентства по страхованию вкладов (только для физических лиц).

Перечень государственных органов, которые работают с конфиденциальной информацией юридических лиц, включает Счетную палату, МВД, Пенсионный Фонд, Таможенную службу и Фонд социального страхования. Часто сотрудники перечисленных выше организаций обращаются с запросом на получение секретной информации в ходе расследования преступлений, зачастую связанных с уклонением от налоговых, социальных и пенсионных выплат.

Юридические лица работают в условиях жесткого мониторинга финансовой деятельности, поэтому коммерческие банки обязуются предоставлять в уполномоченные органы весьма обширный пакет документов по первому же запросу. Иногда представители ПФ, Налоговой инспекции, ФСС и Росфинмониторинга требуют информацию исключительно в целях мониторинга, но в большинстве случаев запрос касается подозрительных транзакций. С разрешения клиента коммерческие банки отправляют данные в бюро кредитных историй.

Уполномоченные сотрудники государственных инстанций обычно требуют предоставить на проверку:

  1. Выписку из расчётного счета клиента, подтверждающую или опровергающую совершение транзакций.
  2. Данные касательно открытия или последующего закрытия расчетных счетов.
  3. Информацию о смене полученных ранее платежных реквизитов.

Передавать конфиденциальные данные физическим лицам запрещено. Исключением будут официальные представители клиента финансового учреждения или наследники, которые официально оформили право собственности на долги и имущество умершего. Если клиент не составил завещание, данные касательно имущества получает нотариус.

Коллекторы получают частичный или полный доступ к банковской тайне в двух случаях. Когда судом предоставлен исполнительный лист, соглашение клиента на раскрытие конфиденциальной информации не требуется. Внесудебное решение споров предполагает передачу долговых обязательств третьей стороне в соответствии с заключенным договором, регулирующим процесс уступки права требования. В рассматриваемом случае необходимо получить согласие от заемщика на изменение условий действующего кредитного договора.

Соотношение банковской тайны и служебной тайны

В действующем законодательстве также отсутствует легальное определение понятия «служебная тайна».

ГК РФ говорит о том, что информация является служебной тайной в том случае, если информация эта действительно или потенциально обладает коммерческой ценностью – то есть она неизвестна третьим лицам, ее нельзя найти в свободном доступе на законных основаниях, а также, если обладатель информации осуществляет защиту ее конфиденциальности. Сведения, которые не являются служебной тайной, определяет закон и иные правовые акты.

Таким образом, законом определяются следующие признаки служебной тайны:

  1. Наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности.
  2. Обладатель информации занимается ее охраной.

Как уже было сказано при сравнении банковской и коммерческой тайны, данные характеристики не обязательны для банковской тайны.

Информация, являющаяся охраняемой законом тайной третьих лиц (коммерческой, личной, семейной, банковской) иногда является и служебной тайной, — если ее получил представитель государственного или муниципального органа, исполняя свои служебные обязанности.

Ответственность за разглашенную банковскую тайну

Банковским законом предусмотрена ответственность, которую несут владельцы и пользователи банковской тайны за ее разглашение. Например, ответственность может быть наложена на Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, кредитную, аудиторскую и иную организацию, уполномоченные органы, осуществляющие меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностных лиц и их работников.

Ответственность иных пользователей банковской тайны предусматривает закон об их деятельности: для инспекторов Счетной палаты, для таможенных органов и так далее.

В случае разглашения банковской тайны российское законодательство предусматривает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за незаконное получение и разглашении информации, являющейся коммерческой, налоговой или банковской тайной. Эта статья располагается в главе УК РФ – «Преступления в сфере экономической деятельности», чем и определяется видовой объект преступления. Объектом этого преступления могут быть как отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, так и отношения по осуществлению «иной экономической» деятельности.

Согласно статье 183-й УК РФ есть четыре состава преступления, первые два из которых являются формальными (существует лишь факт нарушения, вредоносных последствий может и не быть). В третьем и четвертом прибавляется и материальный фактор (обязательные элементы – всегда вредоносные последствия).

Так, первой частью предусмотрена ответственность за сбор информации, являющейся банковской тайной. Частью второй – за распространение или использование подобных сведений, частью третьей – за совершение тех же деяний вследствие корыстных побуждений или с причинением крупного ущерба, а частью четвертой – если возникли тяжкие последствия.

Объективная сторона правонарушения определяется незаконностью совершения указанных действий. Часть первая говорит о таких способах собирания сведений: похищении документов, подкупе, угрозах, ином незаконном способе. Последний, в данном конкретном случае означает завладение информацией с помощью конкретной техники негласного получения информации, незаконное проникновение в компьютерную сеть.

Субъект преступления по УК РФ может быть любым деликтоспособным лицом, а по второй части, возможно, привлечение к ответственности лишь специальных субъектов – лиц, которым доверили банковскую тайну или сообщили по службе – например, сюда относят служащих кредитных организаций.

За преступления по ст. 183-й Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрен штраф до 80000 рублей, в том числе возможно лишение права на работу на определенных должностях, либо могут лишить свободы.  Срок лишения свободы по формальным составам соответственно не превышает два или года. Если состав материальный – соответственно пять и десять лет.

Если разглашена информация, являющаяся банковской тайной, то это административное правонарушение, предусмотренное статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Если брать в расчет данную статью, ответственность наступает за разглашенную информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом (исключение составляют случаи, если разглашение такой информации приводит к уголовной ответственности).

Субъект такого правонарушения всегда является лишь физическим лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Указанное правонарушение физическим лицом приводит к наказанию – и это  административный штраф (размер которого — до 1000 рублей).

Если установленный законом порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах – банковских клиентах нарушается – это влечет для физического или юридического лица ответственность по ст. 13.11 КоАП Российской Федерации.

➡️   Общая административная жалоба сроки — Ваше право

Эта статья охраняет персональные данные о гражданах. Как гласит статья 2-я Закона об информации, персональными данными называют информацию о факте, событии и обстоятельстве жизни клиента, благодаря которым возможна идентификация его личности. Эти данные могут также быть данными о клиенте банковского учреждения и являться банковской тайной.

Поэтому, если будет нарушена банковская тайна, касающаяся персональных данных – возможно привлечение к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ в форме административного штрафа. При этом субъекты этого правонарушения могут быть не обязательно кредитными организациями и их служащими, а любыми пользователями банковской тайны.

В иных случаях, нарушенная обязанность пользователя информации по хранению банковской тайны – это основание лишить виновное лицо специальной правоспособности. Так, если не исполнена обязанность БКИ по защите информации – уполномоченный государственный орган может в судебном порядке требовать исключить БКИ из государственного реестра БКИ.

Фактически, единственный вид используемой на практике ответственности в области банковской тайны – это ответственность кредитных учреждений за непредставленную или несвоевременно представленную информацию налоговым структурам. Стоит отметить, что такие случаи совсем не являются редкими, а в арбитражной практике нет определенного единообразия.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что если банковское учреждение разгласит информацию, являющуюся банковской тайной, у клиента, права которого нарушили, есть право требования от банковского учреждения возмещения причиненных убытков.

Банковским законом установлено, что ответственность за разглашение банковской тайны также налагается и на рабочий персонал кредитных учреждений.

Исходя из вышеперечисленных фактов, клиент с нарушенными правами имеет право на обращение с исковым заявлением о возмещении убытков. Заявление может быть как к банковскому учреждению, так и к его конкретному работнику. В одном случае данное положение гарантирует, что причиненные убытки будут взысканы с виновного лица, в другом – это еще одно подтверждение того, что институт банковской тайны носит публично-частный характер.

Меры гражданско-правовой ответственности могут быть возмещением убытков и возмещением морального вреда. Как гласит общее правило, вред, который причинен личности или имуществу клиента, а также вред, который причинен имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Если в итоге разглашения банковской тайны гражданин получил моральный вред (это касается физических или нравственных страданий), судом может быть возложена на виновное лицо обязанность выплатить денежную компенсацию указанного вреда. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В данный временной период нет опубликованной практики привлечения к гражданско-правовой ответственности банковских учреждений за разглашение сведений, относящихся к банковской тайне.

В случае, если лицо, которому банковская организация на законных основаниях передает информацию, являющуюся банковской тайной, не связано обязанностью хранить собственную профессиональную тайну, применяют общие положения п. 10 статьи 26-й Банковского закона. Ответственность таких лиц за разглашение банковской тайны наступает в форме возмещения ущерба.

Вопрос об ответственности тайны установлен Уголовным кодексом. Фильтр санкции по такому закону достаточно широк. Ответственность делится на 3 вида:

  1. Административная.
  2. Уголовная.
  3. Гражданско-правовая.

За Разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность

Первая устанавливается КоАП РФ (статья 13.4 ,13.11). Наказание – предупреждение или штраф. Максимальная сумма – 10 000 руб. для должностных лиц и 2000 руб. для физических лиц – граждан.Гражданско-правовая ответственность возникает, если претензию к кредитному учреждению предъявляет клиент.

Уголовная ответственность является самым серьезным видом нарушения и может быть установлена в следующем виде:

  • штрафы;
  • принудительные исправительные работы;
  • лишение свободы.

Если разглашены сведения, касающиеся физического лица, то вид наказания не будет суровым (максимум 100000 руб.). Но в досье клиента навсегда остается отметка о наличии привлечения к ответственности.

Если разглашена налоговая тайна либо информация о тайне получена благодаря должностному положению, то наказание будет более строгим, вплоть до лишения свободы (срок – до 7 лет либо штраф в размере 1 млн. рублей).

Ответственность наступает, если данное действие установлено. Ответственность назначается судом. Следовательно, если выяснилось, что тайна раскрыта, то необходимо подать в суд. Другими вариантами решить дело нельзя.

Таким образом, ст. 26 «О банках и банковской деятельности» рассказывает о банковской тайне. Ответственность прописана в уголовном, гражданско-правовом и Кодексе об административных правонарушениях. Притом Кодексы вступают в действие только после подачи заявления в суд. В целом наказание за раскрытие персональных сведений достаточно суровое: вплоть до полного лишения свободы.

ЛУЧШИЕ КРЕДИТЫ ЭТОГО МЕСЯЦА

Коммерческим банкам запрещено отказывать уполномоченному государственному учреждению в выдаче конфиденциальной информации. Некоторые данные службы мониторинга собирают в автоматическом режиме. Это делается с целью снижения риска подозрительных сделок. Учет движения денежных средств позволит избавиться от серьезных ошибок, жертвами которых зачастую становятся сами клиенты банков.

Нарушением системы хранения банковской тайны считается:

  1. Случайное рассекречивание информации в результате технических ошибок и действий сотрудников банка.
  2. Умышленное разглашение секретных данных с целью получения финансовой выгоды.
  3. Передача информации о клиенте коллекторам с нарушением действующих норм законодательства.
  4. Использование предоставленных контактных данных для рассылки уведомлений без официального согласия клиента.

Субъекты правовых отношений, осуществляющие охрану, предоставление и использование банковской тайны, делятся в зависимости от того, по каким основаниям получена информация и какой есть правовой объем на информацию на следующие группы:

  1. Обладатели информации, которая является банковской тайной. Это лица, обладающими исключительными правами по собственному усмотрению пользоваться относящейся к ним информацией. Это клиенты банковских учреждений – их личные и коммерческие интересы защищает институт банковской тайны.
  2. Владельцы информации – являются кредитными организациями, приобретающими подлежащую охране информацию на основании клиентских договоров. Клиент передает информацию в банковское учреждение или создает ее конкретно при исполнении договора. Передача информации в этом случае является дополнительным фактором, цель которого – обеспечение возможности выполнения банковским учреждением договорных обязательств. У владельцев информации есть право использовать ее, а в случаях, установленных законодательством, еще и право предоставить такую информацию третьему лицу.
  3. Пользователи информации. Им предоставляется информация, являющаяся банковской тайной. Предоставляют им ее владельцы информации, выполняя свои профессиональные (должностные) обязанности. Для пользователей информации возможен доступ к банковской тайне только на законодательных основаниях.

Банковским законом установлено:

  1. Банковская тайна гарантируется кредитными организациями, Банком России и организацией, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентством по страхованию вкладов).
  2. Все работники банковского учреждения обязательно должны хранить тайну.
  3. У банка России, АСВ нет права на разглашение сведений, полученных ими в результате выполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций.
  4. У аудиторских организаций нет права на раскрытие третьим лицам сведений, полученных в ходе исполняемых ими проверочных работ.
  5. У уполномоченного органа, занимающегося мерами по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нет права на раскрытие третьим лицам информации, полученной от банковских учреждений (согласно законодательству).
  6. В случае, если Банк России, АСВ, иные различные организации, разглашают банковскую тайну – они несут ответственность и возмещают нанесенный ущерб.

Соблюдать особенный режим хранения и доступа в отношении банковской тайны также обязательно должны следующие лица:

  • таможенные органы;
  • налоговые органы;
  • органы и агенты валютного контроля;
  • Федеральная служба по финансовым рынкам – уполномоченный государственный орган, занимающийся контролем и надзором за деятельностью бюро кредитных историй.
  • Федеральная служба государственной статистики
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
  • Иные субъекты, такие как, прокурорские работники, инспекторы Счетной палаты обязаны соблюдать режим конфиденциальности сведений согласно общему принципу – «хранить охраняемую законодательством тайну».

Остались вопросы? Спросите юриста, это бесплатно!


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический справочник