Виды административной ответственности и дисциплинарной ответственности граждан

Юридические обязательства граждан перед законом

Различные по статусу государственные учреждения рассматривают дела о правонарушениях:

  • судебные инстанции;
  • органы прокуратуры;
  • МВД;
  • общественные организации.

Чтобы человек был признан виновным, определена административная ответственность и дисциплинарная ответственность, необходимы условия:

  • доказанная вина;
  • совершение противоправных действий;
  • нанесение ущерба.

Следователям при совершении любого вида правонарушения, если дело доходит до него, необходимо сопоставить причинную связь поведения с результатами последствий.

34 Меры административно-процессуального обеспечения

Административный
процесс — совокупность действий,
совершаемых исполнительными органами
для реализации возложенных на них задач
и функций.

• представляет
собой разновидность властной деятельности
субъектов исполнительной власти;

• целью
является достижение определенных
юридических результатов и разрешение
управленческих дел;

• промежуточные
и окончательные итоги процесса
закрепляются в официальных документах;


регламентируется административно-процессуальными
нормами.

• процесс
административного правотворчества;


правонаделительный (оперативно-распорядительный)
процесс.


административно-юрисдикционный процесс.


непосредственными задачами и целями;

• особым
кругом участников и спецификой их
правового статуса;

• юридическими
фактами;

• сроками
совершения;

• процессуальным
оформлением.

анализ
ситуации, в ходе которого собирается,
изучается информация о фактическом
положении дел, о реальных фактах (в
разных производствах называется
по-разному: административное расследование,
проверка жалобы, обсуждение правового
акта и др.);

• принятие
решения, в котором устанавливается воля
субъекта власти (решение, как правило,
носит обязательный характер: обязывает,
запрещает, уполномочивает; прекращает);

исполнение
решения.

В зависимости
от специфики определенных категорий
дел, решаемых исполнительной властью,
ряд производств административного
процесса состоит из присущих только им
стадий (например, производство по делам
об административных правонарушениях
проходит наряду с общими и такие стадии,
как возбуждение дела, обжалование и
опротестование решения).

Административное
доставление – принудительная мера,
применяемая к лицу, совершившему
административное правонарушение и
связанная с принудительным понуждением
следовать к месту разбирательства (ст.
388 КоАП об административных правонарушениях
РФ).

Административное
задержание – принудительное кратковременное
(до 3 часов) ограничение свободы
правонарушителя с принудительным
содержанием в специальном помещении
органов внутренних дел.

Виды административной ответственности и дисциплинарной ответственности граждан

Личный досмотр
вещей и документов – принудительное
изъятие вещей и документов, являющихся
орудием или объектом правонарушения и
обнаруженных при задержании, личном
досмотре или досмотре вещей.

Меры
административно-процессуального
обеспечения – принудительное ограничение
свободы передвижения лица, совершившего
правонарушение в целях пресечения
нарушения и обеспечения проведения
процессуальных действий (отобрание
объяснения, задержание, доставление
или привод в органы внутренних дел и
др.).

Привод –
принудительная мера, применяемая к
лицам, уклоняющимся от явки на медицинское
обследование либо в суд или иной орган,
в производстве которого находится
рассмотрение дела об административном
правонарушении (в соответствии со ст.
247 КоАП об административных правонарушениях
привод применяется в отношении лиц,
привлекаемых к административной
ответственности для обеспечения его
участия в административном процессе;

Характерные особенности

Для юридической ответственности характерны отличительные моменты:

  • санкцию назначают по конкретной форме из правовых нормативов;
  • определение взысканий возможно при совершении незаконных деяний и осуждаемых обществом;
  • нарушитель получает отрицательные последствия в виде каких-то неблагоприятных для него лишений;
  • процессуальная форма реализации порицания.

Административная ответственность и дисциплинарная ответственность может быть выражена в виде штрафа, ареста до 15 дней или устного предупреждения со стороны начальства.

Административные правонарушения караются для профилактики, чтобы неповадно было их совершать, они служат предупреждением другим лицам. Это лояльные наказания, где неприемлемо:

  • унижать человеческое достоинство;
  • причинять физические страдания;
  • наносить вред деловому имиджу.

Административная и дисциплинарная ответственность в КоАП РФ имеет много схожих признаков. Этим юридическим элементам принадлежат и отличительные черты по уровню наказаний. За административное правонарушение полагается:

  • штрафная санкция;
  • устное предупреждение;
  • изъятие инструмента, который послужил орудием для правонарушения;
  • лишение специальных прав;
  • налагают административное лишение свободы;
  • выдворяют из государства иностранцев и лиц, не имеющих гражданства;
  • приостанавливают деятельность.

Наказание по Административному кодексу органы назначают в течение 2 месяцев, которые уполномочены рассматривать подобные дела.

Что характерно для наказания

Организационно-правовые
формы управления образованием. Право
на образование закреплено в ст. 43
Конституции РФ: общедоступным и бесплатным
являются дошкольное, основное общее
(причем оно обязательно), среднее
профессиональное образование; бесплатное
высшее — на конкурсной основе. Также
поддерживаются различные формы
образования и самообразования.

Предлагаем ознакомиться:  Отпуск в связи со смертью близкого родственника-2019

Основное
регулирование — в Законе «Об образовании»
и принятых на его основе подзаконных
актах. Управление осуществляется в
следующих организационно-правовых
формах: — установление государственных
образовательных стандартов (ГОС)
(федеральный и региональный компоненты),
которые обязательны для всех аккредитованных
образовательных учреждений, расположенных
на территории РФ (ГОС устанавливают
минимум содержания образовательных
программ и др.).

— утверждение образовательных
программ (определяют содержание
образования определенного уровня и
направленности). Виды: 1) общеобразовательные
(общая культура личности) — для дошкольного
и начального, основного, среднего общего
образования; 2) профессиональные
(подготовка специалистов) — для начального,
среднего, высшего, послевузовского
профессионального образования;


лицензирование на основе заключения
экспертной комиссии (проверка
материально-технической базы,
санитарно-гигиенических норы; не
учитываются содержание, методика
образовательного процесса); — аккредитация
— признание способности образовательного
учреждения осуществлять деятельность
на уровне официально признанной нормы,
выдавать документ об образовании
государственного образца;

— аттестация
— установление соответствия уровня,
качества подготовки выпускников
требованиям ГОС (как правило, раз в 5
пет). Государственные органы управления
образованием: 1) Министерство образования
РФ (управление и координация деятельности
других ФОИВ, осуществление государственной
политики в сфере образования;

разработка
госстандартов, программ развития
образования, типовых положений об
образовательных учреждениях, перечня
специальностей, учебной литературы,
порядка приема в государственные
учреждения среднего и высшего образования);
2) органы государственного управления
образованием субъектов Федерации
(осуществление федеральной политики,
лицензирование образовательных
учреждений, разработка учебных планов,
организация переподготовки педагогических
кадров и др.);

Должностное
лицо — лицо, осуществляющее по назначению
или по результатам выборов функции
представителя власти или временно или
постоянно занимающее в государственных
учреждениях (госучреждениях), предприятиях,
организациях, партиях, общественных
учреждениях, организациях должности,
связанные с выполнением
организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных
обязанностей, либо выполняющее их по
специальному полномочию.

Правовой акт
управления – вид юридического акта,
основанное на законе одностороннее
юридически-властное волеизъявление
органов государственного управления
и их должностных лиц, принятое в
установленном процессуальном порядке
и направленное на установление либо
возникновение, изменение и прекращение
административно-правовых отношений.

1) является
разновидностью юридического акта;

2) представляет
собой юридический вариант управленческого
решения;

3) носит
подзаконный характер, основывается на
Конституции и законах РФ, законах
субъектов РФ;

4) исходит от
компетентного субъекта государственного
управления;

5) является
результатом одностороннего юридического
волеизъявления;

6) определяет
правила поведения в сфере государственного
управления или индивидуально определяет
поведение адресата;

7) применяется
в определенном процессуальном порядке;

8) издается,
как правило, в форме документа;

9) имеет
определенную структуру;

10) обеспечивается
системой правовых средств;

11) несоблюдение,
неисполнение правового акта влечет
наступление негативных юридических
последствий.

Насколько серьезны нарекания

Преступления разделены по степени их тяжести. Осуждение происходит в различных отраслях права, а наказание бывает:

  • уголовное — когда в суде рассматривают дела по различным преступлениям с установкой сроков лишения свободы;
  • гражданское — судопроизводство ведут по ГК РФ, взыскание может быть за пренебрежение к договорным обязательствам, ущемление прав другого человека на имущество.

Существуют еще проступки, за которые законодатель предусмотрел административную и дисциплинарную ответственность. В воинских подразделениях, трудовых, образовательных заведениях бывают служебные промахи, пропуски без причин, бракованные изделия поступают с конвейера из-за хищений, выход на работу в алкогольном опьянении. Каждый случай тщательно рассматривается на местах, а затем коллектив или начальство решает: ограничиться выговором, наказать по КоАП РФ.

За что отвечают и наказывают

Юридический термин в виде дисциплинарной ответственности обозначает назначенное наказание, основанием для него служат административные правовые нормы и ТК РФ. Правом для наложения взысканий наделены субъекты, обладающие властью в коллективах. Санкция утверждается в следующем порядке:

  • обоснование — за нарушения правил по внутреннему трудовому распорядку;
  • иерархия — по подчиненности;
  • основание — в соответствии с уставами и положениями, действующими в министерстве, ведомствах, органах.

Примером служит наложение взысканий работникам по трудовому праву. Для заключенных существуют меры наказаний по исправительно-трудовым положениям. Дисциплинарные воздействия по административному праву применяются для:

  • военных, полиции;
  • граждан, обучающихся в вузах;
  • лиц, помещенных в лечебницы, спецприемники.

Взыскание может быть отменено, если не будет повторных привлечений.

Административная и дисциплинарная ответственность граждан наступает по письменному приказу, исходящему от руководителя. Легкие наказания могут быть вынесены в устной форме. Обычно на предприятии директор использует меры:

  • указывает в приказном порядке о взысканиях одному человеку;
  • привлекает к наказанию группу, если они виновны;
  • подводит итог о проведенной работе;
  • передает полномочия на принятие решения комиссии.
Предлагаем ознакомиться:  С какой суммы долга наступает уголовная ответственность

С приказом знакомят всех виновных, там же они расписываются. Отличия административной и дисциплинарной ответственности в том, что наступают они по разным поводам. Регламентируют проступки разные по существу кодексы: Административный и Трудовой. На предприятии могут рассмотреть нарушение дисциплины, сделать замечание или уволить.

  • ПДД;
  • противопожарных;
  • таможенных;
  • по технике безопасности.

Санкции административного порядка не обладают такой жесткостью, как уголовного характера, но способны нанести правонарушителю неблагоприятные последствия. В соотношении дисциплинарная и административная ответственность стоят рядом с такими преступлениями:

  • ДТП;
  • хулиганством;
  • хищением.

В каждом из случаев их рассматривают по АПК. Последствия наступают для пострадавших неприятные с тонкой правовой гранью, которую законодатель рассматривает, как профилактику и предупреждение.

31 Понятие и виды мер административного принуждения

Административное
принуждение – метод государственного
управления, основанный на нормах
административного права, совокупность
средств психического, физического и
иного воздействия, применяемых
уполномоченными субъектами в установленном
процессуальном порядке в целях обеспечения
общественного порядка и общественной
безопасности.

Виды
государственного принуждения:
административное принуждение; уголовное
принуждение; гражданско-правовое
принуждение; дисциплинарное принуждение.

Виды мер
административного принуждения

меры
психического воздействия;

меры физического
воздействия;

меры
материального (имущественного)
воздействия;

меры
организационного воздействия.

применяемые
индивидуальными субъектами;

применяемые
коллективными субъектами.

основанные
на законах;

основанные
на подзаконных актах.

применяемые
в административном (внесудебном) порядке;

применяемые
в судебном порядке.

основанные
на правонарушениях;

основанные
на иных фактах (аномалии с правовым
содержанием).

внутриорганизационные
меры;

внешневластные
меры.

меры
административного предупреждения;

меры
административного пресечения;

меры
административно-процессуального
обеспечения;

административные
правовосстановительные меры (меры
защиты);

меры
административного наказания.

В каком порядке проходит расследование

Административное право и дисциплинарная ответственность присутствуют в основном в трудовых вопросах за совершение проступков при выполнении профессиональных обязанностей. За этот вид правонарушений применяют дисциплинарные санкции по трудовому законодательству. По действующим правовым нормам процессуальная деятельность состоит из 4 стадий:

  • служебного расследования;
  • рассмотрения дела;
  • пересмотра материалов;
  • исполнения взысканий.

Первая стадия выявляет совершение проступка и виновность. Второй шаг принадлежит руководителю, который по собранной информации определяет степень наказания. Работник имеет право на обжалование приказа, тогда поступившая жалоба или сведения пересматриваются. Для проведения служебного разбирательства назначают уполномоченное должностное лицо, если начальник не желает самостоятельно в этом участвовать. Поводом для начала подобных действий служит негативная информация, поступившая на члена коллектива. В ходе расследования устанавливают:

  • действительность совершенных правонарушений;
  • обстоятельства;
  • цель и мотив;
  • последствия;
  • вину.

Действующее законодательство не ставит особых ограничений в действиях начальства, они могут провести:

  • беседу с целью опроса;
  • ревизию;
  • документальную проверку;
  • замер выполненных объемов.

В праве руководителя — взять письменное объяснение от провинившегося сотрудника. Если он отказывается его дать, производство по делу не прекращается. Важная деталь: работнику дают возможность объясниться и оправдаться, этим снижают уровень необоснованных нареканий. Когда мероприятие проводит сотрудник, не принадлежащий к должностному лицу, он должен:

  • оформить справку;
  • подать рапорт;
  • устно доложить о результатах расследования руководителю.

Если делом занимается дисциплинарная власть, в их праве:

  • рассмотреть информацию по делу;
  • отказать в удовлетворении ходатайства по совершенному деянию из-за его нецелесообразности;
  • признать невиновность;
  • высказать рекомендации, как нужно работать, предупредить, сделать выговор без существенных взысканий;
  • направить документы в профсоюзный комитет, совет, комиссию;
  • назначить дисциплинарную и административную ответственность одновременно;
  • передать материалы в вышестоящую организацию.

Если присутствуют все признаки виновности, материалы направляют в правомочные органы для последующего разбирательства.

32 Административно-предупредительные меры

Меры
административного предупреждения —
способы и средства, направленные на
предупреждение и предотвращение
правонарушений и

обстоятельств,
угрожающих жизни и безопасности граждан
или нормальной деятельности государственных
органов, предприятий и организаций.
Основанием для применения мер
административного предуп-Р; реждения
может служить предположение о намерении
лица совершить административное
правонарушение либо другое противоправное
деяние. Административно-предупредительные
меры носят профилактический характер
и представляют собой определенные
ограничения и запреты.

• контроль
и надзорные проверки;

• введение
карантина; остановка движения транспорта
на отдельных улицах (в случае аварии
или иного происшествия), закрытие
участков Государственной границы;

• проверка
документов, контроль и досмотр вещей;

• принудительное
доставление физических лиц для
освидетельствования в медицинские
учреждения;

• принудительное
выселение граждан из домов, грозящих
разрушением;

• санитарный
осмотр грузов;

• техосмотр
транспортных средств и т. п.

35 Основание административного задержания лица

Задержание
— кратковременное лишение свободы лица,
подозреваемого в совершении преступления.

Российский
Кодекс об административных правонарушениях
также предусматривает возможность
административного задержания. Согласно
статье 27.3 данного кодекса административное
задержание может быть применено в
исключительных случаях, если это
необходимо для обеспечения правильного
и своевременного рассмотрения дела об
административном правонарушении,
исполнения постановления по делу об
административном правонарушении.

Предлагаем ознакомиться:  Вакантная должность - что это?

В
соответствии со статьей 27.5 в общем
случае срок административного задержания
не должен превышать три часа. Однако
лицо, в отношении которого ведется
производство по делу об административном
правонарушении, посягающем на установленный
режим Государственной границы Российской
Федерации и порядок пребывания на
территории Российской Федерации, об
административном правонарушении,
совершенном во внутренних морских
водах, в территориальном море, на
континентальном шельфе, в исключительной
экономической зоне Российской Федерации,
или о нарушении таможенных правил, в
случае необходимости для установления
личности или для выяснения обстоятельств
административного правонарушения может
быть подвергнуто административному
задержанию на срок не более 48 часов.

Дисциплинарная и административная ответственность военнослужащих

О дисциплине в Вооруженных силах особый разговор. Только строгий порядок в этой структуре, высокая организованность создают надлежащую боеспособность. Поэтому командование уделяет большое внимание дисциплинарной ответственности, соблюдению правил. Военнослужащих сразу предупреждают, что их ждет за нарушения и осуществление воинских дисциплинарных проступков.

Каждое положение подробно описано в ДУ ВС РФ. Требования Устава распространены на любой род войск, ему подчинены воинские формирования и военизированные службы. Определяет степень наказания командир рядового или офицера. Как и гражданский начальник, военный руководитель разбирается в причинах проступка подчиненного, ему предстоит выяснить:

  • действительность происшествия;
  • виновность;
  • мотивы;
  • обстоятельства.

Кроме всего, во внимание принимается период нахождения на службе и знания порядков в подразделении.

Административная и дисциплинарная ответственность медработников полностью зависит от занимаемой должности и выполняемых ими функций. Работники медицины трудятся в таких учреждениях:

  • поликлиниках;
  • больницах;
  • санаториях.

Они выполняют определенные обязанности в отношении пациентов, но для них установлена ответственность и по трудовому законодательству. Главный врач может наложить на подчиненного такие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • перевод на должность с меньшей оплатой.

Кроме как за нарушения трудовой дисциплины в общем порядке, медработники ответственны за выздоровление больных, правильное лечение, когда они оказывают неотложную медицинскую помощь. Они могут нанести ущерб здоровью:

  • неправильными действиями;
  • небрежным отношением к своим обязанностям;
  • ненадлежащим исполнением профессиональных функций.

Правовая оценка работы с негативными последствиями дается по обнаруженным основаниям:

  • легкомыслию;
  • небрежности;
  • невежеству;
  • отсутствию профессиональных знаний.

На каждую специальность разрабатывают должностные инструкции, в соответствии с ними медики должны осуществлять свою деятельность. Кроме прав и обязанностей, в документе четко приписана ответственность. У врачей и медсестер в руках находятся жизнь людей, поэтому любая мелкая халатность может привести к уголовному сроку вместо административной ответственности и простого увольнения с работы. Административные правонарушения медицинских работников имеют широкий перечень в КоАП РФ:

  • отказ от медосмотров и обследований;
  • уклонение от обследований венерических больных;
  • нарушения во время донорских мероприятий;
  • сокрытие источников заражений опасными заболеваниями.

Весь этот персонал относится к особому статусу, они отвечают перед работодателем, как обычные труженики, а также совестью и порядочностью перед своими пациентами.

Материальные правонарушения

Дисциплинарная и материальная административная ответственность относится к одному из отдельных видов и входит в гражданское и трудовое право. Хотя и в административном праве тоже некоторым образом проявляется. Его нормы необходимы при определении полномочий должностных лиц, которым предстоит возмещать материальный ущерб административного порядка.

Работник может отказаться отдавать причиненный предприятию материальный убыток. Тогда начальник издает приказ на удержание ущерба из зарплаты, при условии, что сумма не больше среднего дохода. Административный порядок предусматривает взыскание денег за незаконное повышение стоимости продукции. К субъектам с такой ответственностью относятся и военные.

  • воинским частям;
  • учреждениям, с которыми военные имели хозяйственные отношения во время службы.

Сотрудники МВД и налоговой службы несут имущественную ответственность, предусмотренную в контракте. Если их увольняют за нарушения правопорядка, взыскивают стоимость формы. Исполнительная власть, должностные лица имеют законодательное право для применения имущественных взысканий. Допустим, дисциплинарную и материальную административную ответственность могут назначить главные санитарные врачи для руководства предприятий, загрязняющих окружающую среду, выпускающих продукцию, которая привела к отравлению населения.

В их праве потребовать:

  • оплатить штрафные санкции в местный бюджет;
  • возместить размер дополнительных расходов на лечение, провести гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

В АПК РФ в статье 40 говорится о возможности для органов управления накладывать административные наказания и взыскания за имущественный ущерб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector