Оформление договора аренды земельного участка с администрацией

Аренда земельных участков: положения Гражданского кодекса РФ

Единственно возможным основанием возникновения арендных правоотношений с публичными землями являются договора аренды. Общие положения об аренде индивидуально определенных вещей предусмотрены гл. 34 разд. IV ГК РФ «Отдельные виды обязательств».

Поскольку земельные участки признаются недвижимостью (ст. 130 ГК РФ), регулирование их аренды схоже с положениями об аренде зданий и сооружений. Но есть и некоторые особенности.

https://www.youtube.com/watch{q}v=Q1QL49c_DOs

Гражданский кодекс РФ установил принцип юридического следования судьбы земельного участка за судьбой размещенного на нем здания. Названный принцип распространяется и на арендные правоотношения.

В силу ст. 652, 653 ГК РФ:

  • арендатору здания по его требованию в обязательном порядке передаются права на участок, который занят таким зданием или необходим для его использования
  • если арендодатель здания одновременно является собственником занятого им участка, арендатору здания предоставляется право аренды участка
  • арендодатель здания, не являющийся собственником занятого им участка, вправе передавать здание в аренду без согласования с собственником участка
  • если право собственности на земельный участок, на котором размещено арендуемое здание, переходит от одного лица к другому, объем прав и обязательств арендатора здания по использованию участков остается прежним
  • если в договоре аренды недвижимости не упоминается о стоимости аренды участка, считается, что стоимость аренды здания включает стоимость аренды земли.

Исходя из содержания ст. 656 ГК РФ, договор аренды предприятия как целостного имущественного комплекса структурно включает право аренды земельного участка, на котором размещены основные средства (сооружения, оборудование), запасы сырья и продукции. Таким образом, заключение комплексного договора аренды предприятия заменяет собой несколько самостоятельных арендных соглашений, в числе которых – договор аренды земельного участка.

Оформление договора аренды земельного участка с администрацией

Характерной особенностью земельных участков является невозможность их передачи в финансовую аренду (лизинг). Этот вид сделок предполагает сложные трехсторонние правоотношения, в которых лизингодатель приобретает некое дорогостоящее имущество у собственника специально для того, чтобы передать его в пользование лизингополучателю.

Срок лизинговых договоров привязан к сроку эксплуатации и/или амортизации объекта лизинга. Одной из причин невозможности заключения договоров лизинга в отношении земельных участков считается отнесение их к неуничтожаемым объектам (амортизация невозможна, эксплуатация бессрочна).

Соглашения об аренде публичных земель регламентированы гражданским и земельным законодательством. Предписания Гражданского и Земельного кодексов РФ соотносятся как общие и специальные и взаимно отсылают друг к другу:

  • согласно п. 2 ст. 607 ГК РФ особенности аренды участков земли и обособленных природных объектов устанавливаются отраслевым законодательством;
  • в соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки предоставляются в аренду по правилам гражданского законодательства.

Ключевые положения ГК РФ, применяемые к правоотношениям аренды земель (в том числе – муниципальной и госсобственности), изложены в предыдущем разделе. Аренде посвящена ст. 22 ЗК РФ, структурно отнесенная к гл. IV «Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками».

Ст. 22 ЗК РФ «Аренда земельных участков» содержит несколько описательных норм:

  • оговорено право граждан и организаций владеть участками на правах аренды, которое вытекает из положений Конституции РФ и ГК РФ;
  • подчеркивается невозможность передачи в аренду земель, занятых объектами федерального значения, которые изъяты из оборота по правилам п. 4 ст. 27 ЗК РФ;
  • сделано уточнение о том, что аренда земель подпадает под действие правил ГК РФ.

Основные положения ст. 22 ЗК РФ посвящены регламентации гражданского оборота права аренды участка. Такое право поставлено законодателем в ранг самостоятельных вещных прав. Оно:

  • может выступать предметом залога;
  • подлежит продаже, в том числе с торгов;
  • может быть передано третьему лицу (причем, не только в порядке субаренды);
  • может стать отдельным предметом взыскания в рамках исполнительного производства;
  • подлежит государственной регистрации в ЕГРП.

Аренда публичных земель урегулирована ЗК РФ (гл. V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»). Кроме аренды, в рамках названной главы урегулированы также:

  • продажа;
  • бесплатная приватизация;
  • передача в безвозмездное пользование.

Во многих случаях законодатель регламентирует предоставление публичных земель на разных основаниях одинаково (в этом отличие от Гражданского кодекса РФ, где договорным обязательствам каждого вида посвящена отдельная глава). Так, например:

  • ст. 39.11 оговаривает общий порядок проведения торгов о праве покупки и аренды публичных земель;
  • ст. 39.14 устанавливает единую процедуру предоставления публичных земель в собственность, бессрочное пользование и аренду без торгов.

Оформление договора аренды земельного участка с администрацией

Можно предположить, что причина такого подхода – необходимость обеспечения публичного интереса. Публичное образование будь-то государство в целом или небольшая территориальная община в первую очередь заинтересованы в организации рационального землепользования, обеспечении экономической стабильности и экологической безопасности.

Возмездность или безвозмездность пользования публичными землями и даже возможная утрата государством или территориальной общиной права собственности на них, по-видимому, уходят для законодателя на второй план. На первом месте остается обеспечение:

  • равного доступа к покупке/получению во временное пользование публичных земель всем заинтересованным лицам;
  • непредвзятости чиновников, прозрачности процедур предоставления земель муниципальной и госсобственности в частные руки.

В отношении публичных образований общегражданский принцип свободы договора (ст. 420 ГК РФ) не действует в полной мере. Частным лицам во многих случаях доступны механизмы понуждения публичных образований к заключению договоров аренды или даже к предоставлению участков в собственность или пользование на безвозмездных основаниях.

Добросовестные землепользователи вправе претендовать на пролонгацию действия договоров аренды.

Российское законодательство выделяет два возможных вида договоров аренды земельных участков: краткосрочные и долгосрочные. Срок договора аренды земельного участка зависит от цели оформления надела во временное владение.

Долгосрочное соглашение об аренде предполагает строение жилых домов, а также иных сооружений для ведения личного подсобного хозяйства. Срок такого договора может составлять 49 лет. Как правило, такие договора аренды могут быть продлены на более продолжительный период или даже заключаться на неопределенный срок, если период пользования в договоре аренды не прописан.

Краткосрочные арендные отношения могут быть с правом постройки и без такового. Краткосрочный договор аренды с правом постройки называется рентой на строительство. После того, как объект будет возведен, срок владения земельным участком может быть продлен.

Краткосрочные отношения без права постройки, как правило, оформляются договором аренды земли сельскохозяйственного назначения. Такие участки используются для выращивания каких-либо культур или для ведения фермерского хозяйства. Срок договора аренды без права постройки может быть не более 10 лет.

Последствия заключения договора аренды с администрацией

Договор аренды земельного надела – это сделка, направленная на передачу права пользования участком на ограниченный период времени на коммерческой основе. Попросту говоря, собственник разрешает лицу использовать принадлежащий ему участок, а тот обязуется оплачивать такое использование.

Предлагаем ознакомиться:  В случае отключения электроэнергии

Муниципальные образования и государство владеют множеством земельных наделов. И довольно часто они фактически не используются собственником. Именно поэтому законодательно предусматривается возможность передачи таких участков во временное пользование.

Аренда у администрации несколько отличается от простой аренды по договору с частным лицом. Есть некоторые ограничения в законе и поэтому не могут быть арендованы:

  1. парки и заповедники;
  2. земли, используемые министерством обороны, а также МВД и ФСБ;
  3. участки, оборот которых прямо запрещён;
  4. кладбища;
  5. наделы, используемые в целях обороны государства;
  6. земли, на которых находятся объекты атомной энергетики и связанные с ними объекты.

В остальных случаях получить землю в аренду можно. Осуществляется это через администрацию муниципального образования, на территории которого надел расположен.

Решение об аренде принимает земельный комитет. После этого проводится аукцион. И хотя заключить договор напрямую можно, но сделать это можно только в строго оговоренных случаях.

Аренда земель у администрации регулируется общими положениями об аренде. Они изложены в Гражданском кодексе РФ. Так, общие положения изложены в статье 306.

Оформление договора аренды земельного участка с администрацией

Подробности изложены в Земельном кодексе РФ. Статья 39.6 определяет особенности договора, если объект принадлежит государству или муниципалитету.

Также стоит учитывать и местное законодательство, ознакомиться с которым можно, обратившись в администрацию муниципального образования.

Довольно часто в государственной или муниципальной собственности находятся земельные наделы, использование которых представляется выгодным и перспективным. Многие участки при этом фактически не используются администрацией, пустуют, и граждане, а также организации, изъявляют желание на их эксплуатацию.

Но для чего гражданам обращаться к администрации, если есть возможность найти участок у частного собственника{q} Причин несколько:

  • множество государственных и муниципальных наделов имеют удачное расположение для строительства дома, занятий сельским хозяйством, предпринимательской и иной деятельности;
  • есть возможность получить участок в аренду за относительно невысокую стоимость, однако условия нужно рассматривать в каждом случае индивидуально;
  • в некоторых случаях имеется возможность выкупа земельного надела, то есть его последующий перевод в собственность.

Аренда земли у города или государства – это выгодно, несмотря на довольно запутанную процедуру.

Оформление договора аренды земельного участка с администрацией

Получить участок у государства во временное пользование можно, только если соблюдать установленный порядок действий, в который входит несколько этапов:

  1. Определить участок, который нужно получить. Получить информацию о нём можно посредством публичной кадастровой карты, которая доступна онлайн и абсолютно бесплатно.
  2. Обратиться в администрацию муниципального образования, на территории которого земельный надел находится.
  3. Подготовить заявление о желании арендовать земельный участок. В нём нужно указать, какую именно землю заявитель хочет получить в пользование, если точное расположение не определено, то примерные параметры и расположение желаемого участка.

Предоставление земель в пользование в данном случае может быть выгодным соглашением, однако каждый претендент должен учитывать и некоторые особенности:

  1. некоторые участки зарезервированы для муниципальных нужд. Если они передаются в аренду, то срок договора не может превышать срок, на который наделы зарезервированы;
  2. близкое расположение надела к водному объекту не даёт лицу права преграждать общий доступ к таким местам. Арендатор должен обеспечить всем желающий беспрепятственный проход и проезд;
  3. сумма договора отличается в зависимости от региона, но чётко регламентируется федеральным и местным законодательством;
  4. последующая субаренда будет возможна только в двух случаях: участок используется для строительства объектов коммерческого и социального найма, а новый арендатор планирует использование в том же направлении;
  5. если земля будет выставлена на продажу, пользователь получит преимущественное право на её приобретение.

По сути, договор действует на общих принципах, отличается лишь процедура заключения договора. Если договор с частным лицом требует только заключения сделки и, если срок составляет от одного года, её государственной регистрации, то государственные наделы передаются с согласия комитета и после проведения торгов и лишь в отдельных случаях — напрямую.

Любой договор порождает возникновение взаимных прав и обязанностей сторон. В данном случае ситуация следующая:

  • арендодатель получает возможность требовать арендную плату, а также использования земли в соответствии с её назначением;
  • арендатор обязан оплачивать аренду и использовать надел в соответствии с назначением.

Также арендатор получает преимущественное право на заключение нового договора, а также на выкуп предоставленной ему земли.

Любое лицо имеет возможность арендовать надел у государства или муниципалитета. Для этого нужно выполнить определённые действия, начиная от выбора интересующего участка и заканчивая заключением конкретной сделки. Подобный договор имеет ряд преимуществ по сравнению с договором, заключенным с частным собственником, но также имеет и множество особенностей, которые обязательно нужно учесть как в момент заключения сделки, так и в процессе эксплуатации надела.

Прочтите также:Что такое обременение земельного участка{q}

1. Договор аренды земельного участка для целей недропользования должен предполагать последующую рекультивацию поврежденных земель.

2. Условия договора аренды земельного участка, находящего в пределах береговой полосы водоема общего пользования, в обязательном порядке предполагают сохранение свободного доступа граждан к такому водоему и береговой полосе.

3. Передача публичных земель некоммерческой организации для организации ведения гражданами данного хозяйства предполагает возложение на такую организацию обязательств по:

  • планировке территории;
  • изготовлению проекта межевания;
  • проведению необходимых кадастровых работ, необходимых для образования отдельных дачных участков.

4. Заключение договора аренды земельного участка публичной собственности для комплексного освоения требует предварительного заключения договора о комплексном освоении территории. Такие договора должны предусматривать:

  • обязательства застройщика возвести объекты недвижимости согласно графикам;
  • гражданско-правовую ответственность арендатора за нарушение сроков строительства;
  • возможность арендодателя расторгнуть договор аренды в случае серьезных срывов сроков/графиков в одностороннем порядке.

Срок действия договора аренды признается его существенным условием. По условиям ст. 610 ГК РФ, срок договора аренды устанавливается договором. Учитывая тот факт, что для земель некоторых категорий Земельный кодекс России установил минимальную и максимальную продолжительность аренды земель, свобода договора сторон существенно ограничена.

Консультант

П. 2 ст. 610 ГК РФ оговорена возможность заключения договоров аренды на неопределенный срок. Такая возможность в отношении публичных земель существует, однако в практике подобные договора встречаются крайне редко.

Сторона договора аренды участка, заключенного без указания строка, вправе отказаться от его дальнейшего исполнения в любое время, уведомив контрагента за 3 месяца. Граничные сроки договоров аренды участков оговорены п. 8 ст. 39.8 ЗК:

  • на период от 3 до 10 лет предоставляются участки для возведения и реконструкции зданий;
  • на срок до 49 лет для размещения социально значимых линейных объектов;
  • под ИЖС и ЛПХ участок можно получить на период до 20 лет;
  • заключение соглашений о комплексном освоении территории предполагает заключение договоров на срок от 3 до 5 лет.

Ст. 621 ГК РФ гарантирует арендодателю, надлежащим образом исполнявшему свои обязательства в рамках арендного договора, претендовать на пролонгацию его действия. Это положение дублируется земельным законодательством, в том числе оговорено Федеральным законом РФ № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Предоставление публичных земель в аренду осуществляется на торгах в форме аукциона, то есть конкуренция между участниками торгов касается исключительно цены. Перечень обстоятельств, в которых законодатель допускает заключение договора без торгов, содержит ст. 39.11 ЗК РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Суд с налоговой, подать в суд на налоговую

К их числу отнесены ситуации, когда арендатором участка выступает лицо, владеющее расположенной на нем недвижимостью. Особенности договора аренды земельного участка заключаются также в необходимости их государственной регистрации.

Во время исполнения арендного договора может появиться необходимость изменения условий. Внесение изменений опосредствует соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, которое по общему правилу также подлежит госрегистрации в ЕГРП.

Если объективные основания для изменения содержания договора есть, а заключить соглашение о расторжении договора аренды земельного участка с публичным образованием не удалось, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд.

Досрочное расторжение арендного договора земельного участка, заключенного на срок более 5 лет, находящегося в публичной собственности, возможно исключительно на основании решения суда и только в случае существенного нарушения арендатором возложенных на него обязательств (п. 9 ст. 22 ЗК РФ).

Арендное соглашение может быть признано недействительным на основаниях, оговоренных ГК РФ. Случаев признания договоров аренды земельных участков публичной собственности незаключенными в судебной практике немного, поскольку они проходят двойную проверку: сначала – юристами соответствующих госструктур и повторно – государственными регистраторами.

Справка!

Отличительной чертой

аренды муниципальных земель

является то, что арендодателем выступает государство. Арендный договор составляется в письменном виде в трех экземплярах.

Практические особенности аренды земли у государства

Несомненно, временное пользование предоставляет ряд преимуществ, но право собственности наделяет лицо более широкими полномочиями. Забрать имущество у собственника гораздо сложнее, он может продать такую землю, без проблем сдать её в последующую аренду и распорядиться так, как посчитает нужным.

Оформление договора аренды земельного участка с администрацией

Поэтому арендаторы часто интересуются, можно ли выкупить надел, взятый у администрации во временное пользование.

Такая возможность имеется в следующих случаях:

  • участок был выставлен на продажу. В таком случае пользователь получит преимущественное право на выкуп по отношению к другим лицам;
  • земля выдавалась для целей ведения личного хозяйства или индивидуального жилищного строительства. В таком случае, по окончании срока действия договора, пользователь может или перезаключить аренду на новый срок, или выкупить надел.

Есть множество участков, которые ранее выдавались на основании договора долгосрочной аренды. Если сейчас на них располагаются жилые дома и иные постройки, граждане имеют возможность приватизировать их или выкупить, если ранее уже воспользовались своим правом на приватизацию.

Можно ли выкупить арендованную землю

Практике известны примеры заключения в отношении публичных земель сделок, которые органично сочетают в себе элементы аренды и купли-продажи. Поскольку в рамках ЗК РФ такие правоотношения специально не урегулированы, действуют общие нормы гражданского права.

В силу ст. 624 ГК РФ стороны договора аренды вправе включить в свою сделку положение о том, что предмет договора аренды земельного участка перейдет в собственность арендатора:

  • по окончанию срока действия договора аренды;
  • досрочно, в связи с уплатой арендатором выкупной цены (суммы всех платежей, оставшихся до конца действия арендного договора).

Рассматриваемая статья Кодекса допускает возможность согласования последующей передачи участка в собственность арендатора уже в ходе исполнения договора аренды. Иными словами, стороны могут заключить дополнительное соглашение, которым будет предусмотрен переход права собственности на землю, и, как вариант, зачисление ранее уплаченных арендных платежей в выкупную цену.

Второй вариант оформления таких правоотношений предполагает внесение изменений в договор аренды земельного участка. При этом обычная арендная сделка обретает комплексный характер (аренда продажа).

Заключая соглашение о субаренде, арендатор распоряжается своим правом временного пользования участком. Распорядиться участком как таковым он не вправе.

В отношении договоров с последующим выкупом важно учитывать содержание Федерального закона РФ № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно его положениям регистрации в ЕГРП подлежат все факты перехода собственности на земельные участи, но не все договора их аренды: 

  • комплексный арендный договор (аренда продажа) подлежит госрегистрации в ЕГРП во всех без исключения случаях; 
  • дополнение зарегистрированного в ЕГРП договора положениями о переходе прав собственности на участок влечет необходимость внесения соответствующий изменений в ЕГРП; 
  • внесение в не зарегистрированный в ЕГРП договор аренды участка положений о последующем выкупе теоретически должно повлечь необходимость госрегистрации комплексного договора в целом.

Но этот вариант сложно реализуем по техническим причинам. Проще оставить старый арендный договор «как есть», а новое дополнительное соглашение о переходе права собственности зарегистрировать в ЕГРП.

Договор аренды участка с последующим выкупом фактически ставит арендатора в привилегированное положение. Вместо того, чтобы выкупать участок по полной стоимости, он получает его по льготной цене, уменьшенной на сумму ранее выплаченных арендных платежей.

Публичные образования идут на заключение таких договоров в особых обстоятельствах, обычно в рамках программ поддержки сельскохозяйственных производителей или поддержки приоритетных для соответствующего региона отраслей.

Как оформить договор аренды земельного участка

Торги на аренду земель организует московский Департамент по конкурентной политике. Для выкупа права на аренду участка и последующего строительства на нем недвижимости, нужно ознакомиться со списком предполагаемых к выставлению или уже объявленных на торги земель на официальной торговой площадке Москвы. Далее надо подать заявку на участие в торгах, внести задаток и в случае выигрыша реализовать свой строительный проект.

Договор аренды участка будет оформлен на пять лет одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней. После регистрации договора в Росреестре арендатор должен вносить арендную плату каждый квартал. За последние два года действия аренды надо платить по двойной ставке, согласно Постановлению Правительства Москвы № 273-ПП.

Плата за землю устанавливается в процентном соотношении от кадастровой цены и исходя из вида ее разрешенного использования. Если торг велся на ставку арендной платы, то она уже не изменяется и устанавливается на весь срок договора.

Передача прав по договору аренды земельного участка

Возможность поднаема (субаренды) и перенаема любого арендованного имущества с согласия арендодателя предусмотрена ст. 615 ГК РФ. Арендатор наделен правом распорядится арендными правами и другим способом, в том числе:

  • предоставить арендованное имущество в безвозмездное пользование,
  • внести арендные права в уставной фонд хозяйственного товарищества либо использовать их в качестве паевого взноса в производственный кооператив;
  • передать право аренды в залог.

Срок поднаема/перенаема не может превышать срока действия основной арендной сделки. Примечательно, что в случае заключения договора субаренды, ответственным за исполнение ранее заключенного договора аренды перед арендодателем выступает первичный арендатор.

Ст. 22 ЗК РФ в целом дублирует положения ст. 615 ГК РФ относительно правомочностей арендатора. Но есть существенная разница: в большинстве случаев для распоряжения правами аренды земельного участка арендатору не нужно согласие арендодателя. Достаточно уведомить последнего о заключении новой сделки.

В случае отчуждения прав аренды участка в порядке ст. 22 ЗК РФ весь груз юридической ответственности перед арендодателем ложится на нового арендатора. Единственное исключение по этому поводу касается залогодержателя: он перед арендодателем не отвечает.

Предлагаем ознакомиться:  Зарегистрировать договор дарения земельного участка

Переуступка права аренды не требует заключения и государственной регистрации нового договора аренды.

Перечень особых случаев:

  • право отчуждать свои права по договору аренды земель муниципальной и госсобственности без согласования с арендодателем возникает у арендатора только в рамках долго- и среднесрочных, заключенных на 5 лет и более (п. 9 ст.22 ЗК РФ);
  • резидент особой экономической зоны не вправе произвести переоформление своих прав и обязанности по аренде участка в пределах такой зоны на третье лицо;
  • застройщик, получивший в аренду участок в связи с заключением соглашения о комплексном освоении территории, вправе передать право аренды только в случае одновременной переуступки прав и обязанностей по договору о комплексном освоении;
  • некоммерческие организации, созданные публичными образованиями для возведения наемных домов социального назначения, не вправе передавать принадлежащие им права аренды соответствующих участков в залог.

Арендодатели по договору участка публичных земель, их права и обязанности

Поэтому оформление договора аренды часто носит обязательный характер, если покупать участок пользователь земли не собирается. Законодательно закреплено, что участок переходит во временное владение к арендополучателю вместе с имеющимися постройками.

В арендные отношения могут вступать, то есть быть одной из сторон типового договора, следующие лица:

  • граждане РФ;
  • организации-резеденты;
  • иностранные граждане и компании;
  • лица без гражданства;
  • коммунальные, государственные и муниципальные предприятия;
  • международные объединения;
  • иные государства.

Договор аренды земли или ее части в обязательном порядке должен пройти процедуру государственной регистрации в Росреестре. В противном случае отношения арендатора и арендодателя будут считаться незаконными.

Стоит отметить, что есть земли, в отношении которых законодательно запрещено заключать договора аренды. К ним относятся:

  • земли заповедников или национальных парков;
  • участки, на которых располагаются здания или сооружения, предназначенные для нужд вооруженных сил России, ФСБ, ФСИН или органов государственной охраны;
  • земли закрытых административно-территориальных объектов;
  • территории, на которых расположены объекты атомной энергетики или сооружения, предназначенные для хранения или обработки радиоактивных отходов;
  • кладбища;
  • земельные участки, используемые для охраны границ РФ.

По вопросам аренды земель другого целевого назначения необходимо обращаться в муниципалитет.

Ст. 608 ГК РФ устанавливает общее правило: арендодателем имущества может выступать собственник или его законный представитель (например, по доверенности). Это правило актуально в отношении земель, однако его реализация имеет существенные особенности.

Дело в том, что процесс разграничения земель муниципальной и госсобственности только начат. Поэтому не всегда понятно, какие именно органы власти должны распоряжаться теми или иными землями. Существование госкадастра и единого реестра недвижимости проблему не решают, поскольку многие целинные земли на данный момент не учтены ни в ГКН, ни в ЕГРП.

Обывателю, заинтересованному в получении публичных земель в аренду, остается руководствоваться предписаниями Федерального закона РФ № 37 «О введении в действие ЗК РФ»:

  • В рамках п. 3.1 в привязке к целевому назначению и уже имеющимся объектам недвижимости законодатель распределил публичные земли на общефедеральные, региональные, муниципальные. Однако эти правила применимы далеко не ко всем участкам.
  • Стоит помнить, что на начальных этапах реализации земельной реформы имела место практика, когда распределение участков происходило «списками». По результатам проведения землеустроительных работ утверждались перечни земель, отнесенных к землям муниципальной или госсобственности.

Если собственника земельного участка другими способами выяснить не удалось, применяется общее правило ст. 3.3 указанного Закона № 37: неразграниченность права собственности на земельные участки и отсутствие сведений о них в ЕГРП не препятствует распоряжению ими.

Здесь же перечислены органы, на которые возложены полномочия по распоряжению неразграниченными землями.

В силу ст. 606 ГК РФ арендодатель обязан предоставить определенное договором имущество во временное пользование арендатора. Обязательства арендодателя сводятся к передаче участка в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению.

Например, к моменту начала срока действия договора аренды, заключенного арендатором с городскими властями, оказалось, что участок завален стройматериалами и отходами.

В этом случае арендатор на свое усмотрение вправе требовать передачи участка в надлежащем состоянии или расторжения соглашения. Кроме того, он вправе компенсировать прямые убытки, упущенную выгоду и моральный вред, вызванный неправомерным бездействием арендодателя.

Другими основаниями привлечения арендодателя к гражданско-правовой ответственности могут быть другие не оговоренные договором недостатки участка:

  • несоответствие экологическим нормам по показателям загрязнения, шума, вибрации;
  • заболоченность;
  • истощенность почв (применительно к участкам сельскохозяйственного назначения).

Арендодатель отвечает за недостатки, которые не могли быть выявлены при обычном осмотре участка и не были оговорены в договоре аренды.

Заключение договора аренды земельного участка

Можно утверждать, что арендатор существенно ограничен в возможностях установления арендной платы за использование публичных земель. Правила расчета арендной платы оговорены нормативно.

Среди прочего действует Постановление Правительства РФ № 582 от 16.07.09 г. «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Арендаторами выступают частные лица – граждане, иностранцы, коммерческие организации. Казенные предприятия, государственные учреждения, общественные организации получают публичные земли в пользование на иных, часто безвозмездных основаниях.

Ст. 606 ГК РФ гарантирует арендаторам право владеть и пользоваться арендуемым имуществом. Применительно к земельным участкам пользование без владения неосуществимо.

В рамках гражданского законодательства арендатору гарантируется право собственности на плоды и доходы, получаемые от использования участка. В отношении земель разного целевого назначения это может быть сельскохозяйственная продукция; средства, собранные в качестве платы за размещение транспортных средств на платной автостоянке и т.п.

Главные обязательства арендатора сводятся к:

  • своевременной уплате арендной платы;
  • эксплуатации арендованного имущества способом, который не предполагает ухудшение состояния арендованного имущества.

Следует учесть, что в понимании ст. 6 ЗК РФ земельный участок – это часть земной поверхности. Таким образом, арендатору не принадлежит право пользования недрами или возможность ограничивать использование воздушного пространством над его участком третьими лицами.

Однако публичные земли в данном случае являются исключением. В отношении этих участков достаточно схемы расположения на кадастровом плане территории.

аренда земельного участка у администрации

В пределах ЗК РФ статус арендаторов и других землепользователей регламентирован гл. VI «Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков».

https://www.youtube.com/watch{q}v=6N8SnSrqKtg

Обязательства арендаторов в целом сводятся к необходимости учитывать целевое назначение и разрешенные способы использования участков, не допускать ухудшения их свойств: химического и радиационного загрязнения, засорения, заболачивания, засоления и т.п. Неисполнение перечисленных обязательств в случае выявления контролирующими органами является основанием для расторжения договора аренды в судебном порядке.

Земли в России считаются народным достоянием, поэтому законодатель предполагает возможность изымать земли у недобросовестного землепользователя даже при условии своевременного внесения арендной платы. Более того, в случае бесхозяйственного пользования предполагается возможность принудительно отчуждать земли даже у собственников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector