Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 322-06-74 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 407-24-18 (бесплатно)
Регионы (добавочный обязательно):
8 (800) 550-71-06 (доб. 112, бесплатно)

Ущерб при ДТП: расчет стоимости ремонта автомобиля

Достаточно ли расчета официального дилера для взыскания ущерба?

Все автолюбители, более или менее, имеют представление о том, как возмещаются страховой компанией расходы на ремонт автомобиля, поврежденного в результате ДТП, по договору ОСАГО. В соответствии с действовавшим до недавнего времени Законодательством, стоимость ремонта поврежденного автомобиля рассчитывалась исходя из средних по региону цен на работы и запчасти. Однако из этого правила были и свои исключения.

Например, если транспортное средство находилось на гарантии. В этом случае, достаточно было представить независимому эксперту подтверждение того, что действует гарантия на автомобиль (например, гарантийная книжка с отметками о прохождении технического обслуживания, гарантийный талон и т.п.), и тогда стоимость ремонта рассчитывалась уже исходя из цен официального дилера.

Другим исключением стали фактически понесенные затраты на ремонт автомобиля. Тут было интереснее. Бывает так, что, хотя гарантия на автомобиль уже закончилась, но ремонтировать автомобиль владелец хочет только у официального дилера. Не секрет, что там цены, чаще всего, выше среднего по региону. Однако, хозяин – барин, захотел – отремонтировал. В таких случаях вставал вопрос о взыскании ущерба со страховой компании.

С одной стороны, согласно Закону «Об ОСАГО» и Правилам ОСАГО , ущерб рассчитывается из среднерыночных цен по региону, с другой стороны – расходы являются фактически понесенными, а следуя Гражданскому Кодексу и другим, подлежат обязательному возмещению. Вот какой логики по данному вопросу придерживались Суды.

Общие принципы возмещения убытков содержит статья 15 Гражданского кодекса РФ, согласно этой статье в состав реального (фактического) ущерба включаются расходы, уже произведенные или которые будут произведены для восстановления нарушенного права, а также расходы в связи с утратой или повреждением имущества (реальный ущерб).

Поэтому, учитывая, что ремонт транспортного средства фактически произведен, стоимость его документально подтверждена, а необходимость расходов, которые нужно будет произвести для восстановления имущества, вызвана причинением вреда то и ограничение страховой выплаты путем использования средних цен противоречило бы положению гражданского законодательства о полном возмещении убытков.

Если же размеры ущерба, рассчитанные экспертным путем разнились с реальными затратами, то следуя вышеизложенным принципам производилась страховая выплата в размере, реальных расходов, за вычетом процента износа.

Таким образом, можно сказать, что до внесения изменений в Закон «Об ОСАГО» автолюбитель мог получить страховое возмещение в большем, чем по среднерыночным ценам, объеме, если мог документально подтвердить, что у него есть на это право. То есть можно было полностью окупить затраты на ремонт поврежденного автомобиля. Сейчас, с утверждением единой методики расчета стоимости восстановительного ремонта, это будет не так просто.

Теперь в этой методике точно сказано, что она является обязательной при определении размера ущерба при ДТП по ОСАГО. Согласно п. 3.6.5 данной методики, определение стоимости новой запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия (детали, узла и агрегата), осуществляется путем применения электронных баз данных стоимостной информации (справочников) в отношении деталей (узлов, агрегатов). И никак иначе. А цены в этих справочниках установлены на уровне ниже среднего, ближе к минимальному.

уменьшаем сумму возмещения ущерба при ДТП

На ремонт в каком-нибудь частном автосервисе может хватить выплаченной по новой методике суммы, однако про ремонт у официального дилера можно забыть. Несмотря на недовольство клиентов, многие автоэксперты уже были вынуждены, перейти на новую методику, и теперь рассчитывают по ней ущерб при ДТП, произошедшим начиная с октября 2014 г.

Однако судебная практика, на данный момент, по этому вопросу еще не сформировалась. И есть шанс попытаться отстоять в суде интересы автовладельцев и доказать, что фактически произведенный ремонт может быть компенсирован страховой компанией или виновником ДТП. Так как с точки зрения общих норм Законодательства, единая методика противоречит Гражданскому Кодексу РФ, а значит, может быть вынесено судебное решение в пользу автовладельца.

Если ущерб взыскивается со страховой компании, то стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года № 432-П (см. документ ). Расчет официального дилера при взыскании ущерба со страховой компании не будет принят судом.

Если же ущерб взыскивается с виновника ДТП, то есть с физического лица, то стоимость восстановительного ремонта определяется с учетом износа, который может рассчитать только дипломированный эксперт-техник, дилер же такой расчет составить не может.

Кроме того, необходимо документальное подтверждение (сервисная книжка с отметками о прохождении ТО, информация о сроках гарантии), что машина находится на гарантии, и расчет именно поэтому произведен по ценам официального дилера. Поэтому одного расчета официального дилера для взыскания ущерба недостаточно.

По всем ДТП, которые произошли после 17 октября 2014 г., ущерб по ОСАГО определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года № 432-П (см. документ ).

Страховые и независимые эксперты при расчете ущерба при ДТП обязаны пользоваться Методикой. Для определения стоимости ремонта регионы России разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых — свои цены на запасные части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов которые находятся на сайте РСА .

Возмещение ущерба при ДТП

Их можно попробовать примерно рассчитать самостоятельно, используя сведения с вышеуказанного сайта, однако для этого нужно знать заводской номер зап.части, сколько примерно уйдет времени на ту или иную работу по ремонту автомобиля, примерное количество расходного материала. Поэтому точный расчет стоимости восстановительного ремонта может выполнить только эксперт.

Информация по ценам на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов обновляется на сайте РСА раз в полгода. Поскольку цены на зап.части сильно зависят от курса доллара и евро, то с учетом экономической ситуации они могут сильно отличаться от среднерыночных, для какого-то региона сильнее, для какого-то меньше.

Износ транспортного средства по Методике не может превышать 50 %. Очевидно, что такой вариант расчет ущерба выгоднее для владельцев машин-долгожителей. Ведь раньше, если машина допустим 1998 года выпуска, то износа на нее могли насчитать и 80 %, и 90%, а теперь – не более 50 %.

Методика устанавливает две формулы для расчета износа: одна для автомобиля, другая для шин. Для комплектующих (деталей, узлов), при неисправности которых в соответствии с ПДД РФ запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности), согласно Методике установлено нулевое значение износа, так что их стоимость должна быть полностью выплачена страховой компанией. Список таких комплектующих (деталей, узлов) насчитывает порядка 100 позиций, их можно посмотреть в Приложении 6 к Единой Методике.

Дополнительные коэффициенты, которые уменьшают общую сумму выплаты, учитывают также общее состояние авто — дефекты лакокрасочного покрытия, наличие ржавчины, следы ремонта, произведенного с нарушением технологии, и др.

Бывают случаи, при которых ремонт поврежденного автомобиля невозможен либо стоимость ремонта поврежденного автомобиля равна стоимости самого автомобиля на дату наступления ДТП или даже превышает его стоимость (с учетом износа, т.е. если на 2016 г. автомобилю уже 4 года, то и берется стоимость автомобиля с аналогичным пробегом 2012 года выпуска).

Тогда величина выплаты от страховой компании по ОСАГО определяется следующим образом: стоимость автомобиля пострадавшего в результате ДТП минус стоимость годных остатков автомобиля на дату ДТП.

Под годными остатками понимается стоимость тех зап.частей, которые не были повреждены в ДТП и которые можно продать. Либо стоимость автомобиля по цене металлолома, если целых зап.частей практически нет или автомобиль сгорел, например. Стоимость годных остатков всегда определяет эксперт, она рассчитывается специальным образом.

азмер страховых выплат по КАСКО и ОСАГО

Всегда рассчитывается стоимость годных остатков поврежденного автомобиля, и эта сумма вычитается из итогового размера страховой выплаты. Однако страховые компании нередко завышают стоимость годных остатков (чтобы платить меньше), и поэтому имеет смысл обратиться к экспертам для проверки расчета страховой компании.

У Методики есть и иные недоработки, например, некоторые повреждения автомобиля, вроде перекоса кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А такое оборудование и специальные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах.

В связи с этим страховой выплаты в большинстве случаев не хватает, чтобы отремонтировать автомобиль новыми комплектующими (узлами, деталями). Часто разница между размером компенсации и реальными затратами на ремонт превышает 30%.

  1. затребование полного перечня деталей, поврежденных в результате аварии, а также информации об их стоимости. Если истец не может предоставить такие сведения, в достоверности данных, касающихся замены, можно засомневаться и соответственно, отказаться от выплаты средств;
  2. настоять на проведении дополнительной независимой экспертизы. Независимая оценка ущерба при ДТП, также как и техническая экспертиза при ДТП, проводится согласно специальным нормативно-правовым актам и правилам, помогает определить причины и обстоятельства происшествия, а также стоимость восстановительного ремонта;
  3. чтобы максимально снизить размер компенсации, ответчику по иску необходимо собрать как можно больше документов, свидетельствующих о том, что его материальное положение не позволяет осуществить такие большие выплаты.

Реальный ущерб и упущенная выгода по ст. 15 ГК РФ

Реальныйущерб рассматривается в гражданском праве вместе с упущенной выгодой в составе объединяющего понятия «убытки». Этому понятию посвящена ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), согласно которой реальный ущерб включает в себя:

  1. Фактическую утрату или повреждение имущества.
  2. Расходы, которые уже произведены или будут понесены в связи с событием, причинившим вред. 

О второй части убытков можно узнать из нашей статьи по ссылке Что включает в себя упущенная выгода (нюансы)?.

Возмещение убытков следует отличать от нового понятия — возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ), которое может быть предусмотрено соглашением сторон на случай любого события (не только противоправного поведения одной из них).

Новеллой последних лет является ст. 393.1 ГК РФ, которая предусматривает взыскание разницы между договорной ценой и ценой замещающего товара (реальный ущерб — расходы на восстановление права) или договорной ценой и текущей стоимостью товара (упущенная выгода). Тем самым общий характер придается правилу об абстрактных убытках, которое ранее существовало в ст. 524 ГК РФ только для поставки.

Кроме того, меняется толкование норм. Так, в п. 84 постановления Пленума Верховного суда РФ (далее — ВС РФ) от 17.11.2015 № 50 прямо указано, что при подтверждении самого факта ущерба его размер может быть определен судом исходя из соображений разумности даже при отсутствии точных данных о размере. 

Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО

При наличии таких обстоятельств примите меры к получению с него сумм, которые позволят вам полностью восстановить свое здоровье и отремонтировать поврежденный автомобиль.

Законодательство устанавливает пределы выплат при наступлении страховых случаев. Вследствие чего ситуации, когда возникает необходимость взыскания дополнительных сумм с виновника аварии, встречаются часто. К примеру, по полису ОСАГО вами была получена максимальная сумма 400 000 рублей. В то время как на полное восстановление автомобиля требуется 535 000 рублей.

К примеру, виновник аварии обязан будет доплатить пострадавшему разницу между реальной суммой ущерба и страховыми выплатами, сделанными страховщиком. ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002 года оговаривает сумму предельных выплат по страховым полисам, оформленным после 01 октября 2015 года. Их максимальный размер равен 400 000 рублям при причинении вреда имуществу.

Согласно ст. 15 ГК РФ потерпевший при ДТП вправе рассчитывать на возмещение ему убытков в полном объеме. Причем под убытками понимаются не только затраты на ремонт и восстановление имущества. К ним относится и упущенная выгода.

Предлагаем ознакомиться:  Причинение вреда имуществу - что входит в понятие, штрафы и другое наказание

Как уменьшить материальный ущерб при ДТП через суд

К примеру, те доходы, которые получил бы потерпевший при обычном использовании своей автомашины, не будь она повреждена.

В силу ч. 18 и 19 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» страховщик возмещает убытки, определяя сумму расходов, которые потребуются для приведения поврежденного имущества в первоначальное положение, то есть, в то состояние, в каком оно находилось до ДТП. Расходы на запасные части и детали автомобиля определяются им с учетом их износа. Степень износа комплектующих устанавливается экспертами.

Итак, сумма страхового возмещения, которую может получить от страховщика пострадавший в аварии, зависит от стоимости ремонта с учетом износа заменяемых деталей, от упущенной выгоды. Но она ограничивается установленными законодательством лимитами.

Поэтому если вы получили страховое возмещение в максимальном размере, но эта сумма не покрыла всех ваших фактических затрат на восстановление автомобиля, то реализуйте свое право на обращение в суд с иском к ответчику. Именно ему придется выплачивать вам недостающую сумму.

Вопрос о том, можно ли взыскать с виновника аварии ущерб без учета износа запасных частей, долгое время оставался спорным. В судах не было единой позиции при рассмотрении таких дел. Точку в этом вопросе поставил Пленум Верховного суда РФ, разъяснивший в своем постановлении от 23.06.2015 г. № 25 основные моменты.

Он указал, что при определении реального ущерба следует учитывать не только уже понесенные потерпевшим затраты, но и те расходы, которые ему предстоит произвести для восстановления своего имущества. Если при ремонте некоторые запасные части автомобиля были заменены на совершенно новые, то в сумму причиненного потерпевшему ущерба включается их фактическая стоимость.

Действия виновника ДТП

Даже несмотря на то, что это повлечет за собой существенное улучшение бывшего в использовании автомобиля пострадавшего и увеличение его стоимости. Если ответчику удастся доказать, что помимо установки новых запчастей имелся другой более экономичный и доступный способ устранения проблемы, то размер возмещения судом может быть уменьшен.

Следует иметь в виду, что при определении суммы ущерба будут приниматься во внимание и последствия, которые могут проявиться в будущем. Например, при последующей реализации автомобиля, поврежденного при ДТП, он сможет быть продан только по более низкой цене в связи с утратой его товарного вида либо проведенным восстановительным ремонтом.

Из содержания постановления следует, что ущерб возмещается без учета износа запасных частей. Поэтому при определении причиненного вам ущерба принимайте во внимание стоимость их фактической покупки. Это позволит вам предъявить иск виновнику аварии в большем размере.

Оно могло обратиться в суд только в том случае, если подсчитанная страховщиком выплата была больше 400 000 рублей. Оставшуюся сумму должен был заплатить виновник аварии. Действия пострадавшей стороны находились в зависимости от того, в какую сумму выльется возмещение, подсчитанное страховщиком.

После вмешательства Конституционного суда ситуация изменилась. Автовладельцы из Краснодарского края вынуждены были обратиться за защитой своих интересов в Конституционный суд. Оказавшись пострадавшими в результате ДТП, они безуспешно пытались получить возмещение без учета износа замененных запасных частей. Все судебные инстанции отказывали им в удовлетворении их требований.

Конституционный суд посчитал их позицию обоснованной. Он признал, что ФЗ об ОСАГО можно применять только к отношениям между пострадавшим и страховщиком по поводу получения возмещения. Все остальные вопросы, возникающие между виновником аварии и пострадавшим должны рассматриваться по нормам ГР РФ.

Статьи 15 и 1064 ГК РФ предусматривают обязанность причинителя вреда возместить убытки в полном объеме. Статья 1072 ГК РФ четко оговаривает , что потерпевший должен получить ту сумму невосполненного ему ущерба, которая определяется как разность между суммой полученного возмещения и фактическим размером убытков, если страховая выплата не покрыла их.

Конституционный суд обратил внимание на то, что при определении по указанному выше методу размера выплат он не соответствует действительным затратам. Ведь стандартный подход исключает возможность принятия во внимание индивидуальность каждого автомобиля и особенностей, присущих каждому страховому случаю.

Итак, для получения разницы между страховой выплатой и фактическим ущербом потерпевший может подать иск к виновнику ДТП.

3 способа уменьшения сумму компенсации

Что нужно предпринять для возмещения вам ущерба без учета износа: 

  • правильно оформить документы после совершения ДТП. Сделать это можно, вызвав на место аварии сотрудников ГИБДД. Если позволяют условия, то составьте европротокол;
  • подайте заявление страховщику для получения возмещения или направления автомобиля на ремонт;
  • при покупке новых запасных частей сохраняйте все квитанции в подтверждение ваших расходов на доплату. Она определяется как разница между их реальной стоимостью и суммой, оплаченной страховщиком;
  • составьте претензию в адрес виновника аварии о возмещении вам сумм, потраченных на покрытие указанной выше разницы;
  • направьте претензию виновнику аварии почтой или вручите ему ее лично. Главное, иметь документы, подтверждающие получение им претензии с указанием даты ее вручения;
  • не забудьте приобщить к претензии копии всех подтверждающих документов;
  • при неполучении ответа или отказе виновника аварии готовьте иск в суд.

Чем будет руководствоваться суд при рассмотрении вашего иска? 

Он будет учитывать рекомендации Конституционного суда и принимать во внимание следующее: 

  • насколько эти расходы были необходимы и обоснованны;
  • условия использования автомобиля;
  • какие требования установлены производителем автомобиля;
  • имелся ли помимо замены запчастей на новые другой способ устранения повреждений автомобиля: более экономичный и вполне доступный;
  • подтверждены ли документально эти расходы.

Вместе с тем суд принимает во внимание сумму реального ущерба, указанную в исковом заявлении потерпевшим, только при условии, что она подтверждена доказательствами. Обязанность ее доказывания лежит на истце.

  1. Факт действий (бездействия) причинителя. Как указал ВС РФ, к числу подобных может относиться не только нарушение субъективного права (т. е. причинение вреда в порядке общего деликта, ст. 1064 ГК РФ), но и нарушение обязательственных прав (определение ВС РФ от 04.12.2012 № 18-КГ12-70).
  2. Наличие причинной связи между деянием и последствиями. Такая связь предполагается, если последствия относятся к обычным для данного вида обязательств (определение ВС РФ от 31.03.2016 № 09-ЭС15-16713 по делу № А50-4524/2013).
  3. Размер ущерба. Например, в виде разницы между ценой по договору и ценой замещающего товара (ст. 524 ГК РФ, определение ВС РФ от 06.12.2016 № 309-ЭС16-17128 по делу № А07-20958/2015).
  4. Наличие вины причинителя или основания для безвиновной ответственности (полезная информация об этом есть в статье Что такое презумпция вины?). 

Наша статья посвящена в основном 3-й группе фактов. Однако немаловажным будет доказывание 1, 2 и 4-го обстоятельств. Без этого удовлетворение требования даже при доказанном размере ущерба становится невозможным.

  • стоимость товара;
  • возмещение расходов на экспертизу качества товара;
  • компенсация морального вреда, причиненного вследствие свойств товара (постановление АС МО от 24.06.2015 № Ф05-7322/2015 по делу № А40-148183/14). 

Однако в регрессном порядке не могут быть взысканы расходы, вызванные действиями самого продавца, выплатившего компенсацию потребителю:

  • штраф;
  • судебные расходы;
  • компенсация морального вреда, причиненного действиями самого продавца, а не его поставщика или изготовителя, к которым предъявлено регрессное требование (см. постановление ФАС МО от 31.05.2012 по делу № А40-95361/11-118-750). 

В данной ситуации неправомерность деяния причинителя вреда доказана судебным или административным актом, вступившим в законную силу. Таким образом, необходимо доказать наличие причинно-следственной связи и размер убытков, включая прямой ущерб.

Ущерб при ДТП: расчет стоимости ремонта автомобиля

В качестве примера можно привести следующее дело. С бывшего руководителя была взыскана оцененная экспертом стоимость земельного участка, право на который организация утратила по его вине. Суд посчитал, что в данном случае имеет место ущерб в виде расходов, которые истец должен понести для восстановления нарушенного права (постановление АС СЗО от 24.05.2016 № Ф07-1460/2016 по делу № А13-8647/2015).

Итак, в зависимости от обстоятельств конкретного дела действительный ущерб может включать стоимость утраченного имущества, а также расходы на восстановление имущественного положения лица, которому был причинен вред. Их перечень оценивается судом с точки зрения принципов полного и справедливого возмещения ущерба.

  • Если у виновника ДТП есть полис ОСАГО, то тут все достаточно просто и однозначно.

    По всем ДТП, которые произошли после 17 октября 2014 г., ущерб по ОСАГО определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года № 432-П (см. документ ).

    В случае повреждения имущества потерпевшего (чаще всего, автомобиля) стоимость ремонта суммарная определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества (автомобиля) в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП. К таким расходам относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом.

    Страховые и независимые эксперты при расчете ущерба при ДТП обязаны пользоваться Методикой. Для определения стоимости ремонта регионы России  разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых — свои цены на зап.части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запасные части, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов, которые находятся на сайте РСА .

    Их можно попробовать рассчитать самостоятельно, используя сведения с вышеуказанного сайта, однако для этого нужно знать заводские номера зап.частей, сколько примерно уйдет времени на ту или иную работу по ремонту автомобиля, примерное количество расходного материала. Поэтому точный расчет стоимости восстановительного ремонта может выполнить только эксперт.

    Информация по ценам на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов обновляется на сайте РСА раз в полгода. Поскольку цены на зап.части сильно зависят от курса доллара и евро, то с учетом экономической ситуации они могут сильно отличаться от среднерыночных, для какого-то региона сильнее, для какого-то меньше.

    Износ транспортного средства согласно Методике не может превышать 50 %. Очевидно, что такой вариант расчет ущерба выгоднее для владельцев машин-долгожителей. Ведь раньше, если машина допустим 1998 года выпуска, то износа на нее могли насчитать и 80 %, и 90%, а теперь – не более 50 %.

    Методика устанавливает две формулы для расчеты износа: одна для автомобиля, другая для шин. Для комплектующих (деталей, узлов), при неисправности которых в соответствии с ПДД РФ запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности), согласно Методике установлено нулевое значение износа, так что их стоимость должна быть полностью выплачена страховой компанией. Список таких комплектующих (деталей, узлов) насчитывает порядка 100 позиций, их можно посмотреть в Приложении 6 к Методике.

    Дополнительные коэффициенты, которые уменьшают общую сумму выплаты, учитывают также общее состояние авто — дефекты лакокрасочного покрытия, наличие ржавчины, следы ремонта, произведенного с нарушением технологии, и др.

    Бывают случаи, при которых ремонт поврежденного автомобиля невозможен либо стоимость ремонта поврежденного автомобиля равна стоимости самого автомобиля на дату наступления ДТП или даже превышает его стоимость (с учетом износа, т.е. если на 2016 г. автомобилю уже 4 года, то и берется стоимость автомобиля с аналогичным пробегом 2012 года выпуска).

    Тогда величина выплаты от страховой компании по ОСАГО определяется следующим образом: стоимость автомобиля пострадавшего в результате ДТП минус стоимость годных остатков автомобиля на дату ДТП.

    Под годными остатками понимается стоимость тех зап.частей, которые не были повреждены в ДТП и которые можно продать. Либо стоимость автомобиля по цене металлолома, если целых зап.частей практически нет или автомобиль сгорел, например.

    Стоимость годных остатков всегда определяет эксперт, она рассчитывается специальным образом. При этом, если раньше Законодательство допускало, что пострадавший отказывается от годных остатков поврежденного автомобиля в пользу страховой компании, и тогда страховая обязана выплатить ему полную стоимость автомобиля на дату ДТП, то теперь так нельзя.

    Теперь всегда рассчитывается стоимость годных остатков поврежденного автомобиля, и эта сумма вычитается из итогового размера страховой выплаты. Однако страховые компании нередко завышают стоимость годных остатков (чтобы платить меньше), и поэтому имеет смысл обратиться к экспертам для проверки расчета страховой компании.

    У Методики есть и иные недоработки, например, некоторые повреждения автомобиля, вроде перекоса кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А такое оборудование и специальные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах.

    В связи с этим страховой выплаты в большинстве случаев не хватает, чтобы отремонтировать автомобиль новыми комплектующими (узлами, деталями). Часто разница между размером компенсации и реальными затратами на ремонт превышает 30%.

    В основном это касается автомобилей иностранного производства ценового сегмента свыше 1,5 млн.руб. В отношении отечественных автомобилей и недорогих иномарок выплаты зачастую достаточно для проведения ремонта, с использованием новых зап.частей.

    Если же у пострадавшего есть сомнения в том, что страховая компания выплатила полную стоимость восстановительного ремонта, то следует обратиться к независимому эксперту для проверки расчета. Сейчас размер ущерба начали занижать даже те страховые компании, кто раньше этого не делал.

    Размер страховой выплаты по ОСАГО может, кроме стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие, включать в себя еще и утрату товарной стоимости (УТС).

    УТС – это снижение цены автомобиля, связанное с его ремонтом после ДТП. Автомобиль, никогда не бывавший в ДТП, будет стоить дороже, чем такой же, но поврежденный и затем восстановленный. Это связано с тем, что вследствие замены отдельных частей или узлов автомобиля ухудшаются его эксплуатационные качества, повреждается лакокрасочное покрытие, восстановленные детали также частично утрачивают прочность. В результате ДТП происходит реальное снижение товарной (потребительской) стоимости автомобиля, и это реальная величина, которая подлежит возмещению.

    Чем дороже автомобиль и чем он новее, тем больше будет сумма УТС. Существует несколько методик, по которым специалисты производят расчет. Одна из основных методик разработана Министерством Юстиции Российской Федерации. Она считается единой для экспертов, занимающихся расчетом УТС в 2016 году, и именно ею руководствуются судебные эксперты.

    УТС подлежит возмещению, если производились следующие воздействия в отношении автомобиля: замена деталей; имеется нарушение защитных покрытий; ремонт перекоса кузова; замена частей кузова; полная разборка салона, что ухудшает качество заводской сборки; замена узлов автомобиля. Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35%, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет.

    Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Дата выпуска указана в документах на автомобиль.

    Таким образом, хотя величина УТС и не относится к стоимости восстановительного ремонта, но ее выплата по Закону Об ОСАГО в пользу собственника поврежденного автомобиля также предусмотрена. Страховые компании нечасто выплачивают величину УТС добровольно.

    Поэтому если ваш автомобиль новый (до 5 лет для автомобилей иностранного производства), и пробег не больше 200 000 км., то имеет смысл обратиться к независимому эксперту для расчета УТС. Затем взять сам расчет, квитанцию об его оплате и направить все это в страховую компанию. Скорее всего, после этого страховая выплатит вам величину УТС.

  • Если же у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то тут сложнее.

    В Свердловской области суды полагают, что при определении размера ущерба, подлежащего выплате потерпевшему страховщиком или причинителем вреда, начиная с 17 октября 2014 стоимость ремонта определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Центральным банком Российской Федерации 19 сентября 2014 года № 432-П.

    Такая практика полностью оформилась с начала 2016 г. Таким образом, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Методике, составляет с учетом износа больше 400 000 руб., то 400 000 руб. пострадавший предъявит страховой компании, а остальное к виновнику ДТП.

    Если же у виновника ДТП не было полиса ОСАГО на момент ДТП, то, соответственно,  ему будет грозить выплата стоимости восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Единой Методике, с учетом износа.

    Если пострадавшее в результате ДТП транспортное средство находится на гарантии, то ущерб может быть определен и по ценам официального дилера, но такое требование суд может и не удовлетворить, поскольку, как было сказано выше, большая часть судов полагает, что ущерб определяется только по Единой Методике.

    Ну и конечно, при предъявлении требований к виновнику ДТП владелец поврежденного автомобиля также может рассчитывать на выплату суммы УТС.

Предлагаем ознакомиться:  Как взыскать с работника ущерб причиненный предприятию

Взыскание ущерба, причиненного правонарушением (в т. ч. преступлением)

Если же у пострадавшего есть сомнения в том, что страховая компания выплатила полную стоимость восстановительного ремонта, то следует обратиться к независимому эксперту для проверки расчета. Кризис сказался и на страховых компаниях, так что размер ущерба начали занижать даже те, кто раньше этого не делал.

Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при ремонте. При этом износ не может превышать 50 % стоимости комплектующих.

Размер расходов также определяется в порядке, установленном Банком России, а именно по утвержденной ЦБ РФ Единой Методике. Для определения стоимости ремонта регионы России разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых — свои цены на зап.части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов, которые находятся на сайте РСА ).

Стоимость ремонта суммарная и размер страховой выплаты по ОСАГО немного отличаются между собой. Стоимость ремонта суммарная подразумевает стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие.

Размер же страховой выплаты по ОСАГО может кроме стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие, включать в себя еще и утрату товарной стоимости (УТС).

УТС – это снижение цены автомобиля, связанное с его ремонтом после ДТП. Автомобиль, никогда не бывавший в ДТП, будет стоить дороже, чем такой же, но поврежденный и затем восстановленный. Это связано с тем, что вследствие замены отдельных частей или узлов автомобиля ухудшаются его эксплуатационные качества, повреждается лакокрасочное покрытие, восстановленные детали также частично утрачивают прочность.

Чем дороже автомобиль и чем он новее, тем больше будет сумма УТС. Существует несколько методик, по которым специалисты производят ее расчет. Одна из основных методик разработана Министерством Юстиции Российской Федерации. Она считается единой для экспертов, занимающихся расчетом УТС в 2016 году, и именно ею руководствуются судебные эксперты.

УТС подлежит возмещению, если производились следующие воздействия в отношении автомобиля: замена деталей; имеется нарушение защитных покрытий; ремонт перекоса кузова; замена частей кузова; полная разборка салона, что ухудшает качество заводской сборки; замена узлов автомобиля.

Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35 %, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет. Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Эта дата указана в ПТС автомобиля.

Таким образом, хотя величина УТС и не относится к стоимости восстановительного ремонта, но ее выплата по Закону Об ОСАГО в пользу собственника поврежденного автомобиля также предусмотрена. Страховые компании редко выплачивают величину УТС добровольно. Поэтому если ваш автомобиль новый (до 5 лет для автомобилей иностранного производства), и пробег не больше 200 000 км.

С начала 2016 года, суды требуют только расчет по ценам, которые предусмотрены Единой Методикой и указаны на сайте РСА, и никак иначе. Иную точку зрения в суде отстоять не удастся, не действуют даже апелляции к тому факту, что невозможно отремонтировать машину по ценам, которые рассчитаны по Методике. Поэтому нет смысла рассчитывать размер ущерба по ОСАГО иначе, нежели как по Методике.

Однако бывают ситуации, когда страховая компания необоснованно затягивает оплату ремонта поврежденного автомобиля в пользу СТОА, беспричинно не согласовывает ремонт каких-то деталей и отказывается его оплачивать и т.д. В таком случае Страхователь имеет право оценить размер причиненного ущерба, заказав независимую экспертизу, предложить страховой компании произвести оплату по независимой экспертизе, а если страховая компания откажет в выплате, тогда обратиться в суд.

Как же при этом должен быть рассчитан ущерб? По ОСАГО все просто – есть Единая Методика, по ней и нужно рассчитывать стоимость ремонта. По КАСКО Законом не установлены конкретные правила расчета стоимости ремонта. В Правилах КАСКО может быть оговорка, что если уж размер выплаты рассчитывается деньгами, то рассчитывается по средним ценам в регионе.

В этом случае если расчет по средним ценам предъявлен страховой компании для оплаты, то и суд взыщет со страховой компании оплату стоимости ремонта именно по средним ценам в регионе. Но оплата деньгами будет взыскана, только если до этого при организации ремонта страховая компания как-то нарушила права страхователя.

Также стоимость ремонта по КАСКО может быть рассчитана и по ценам официального дилера, если автомобиль на гарантии и это подтверждено документами (сервисная книжка и пр.), и также по фактически понесенным затратам на ремонт автомобиля. Но, как и в предыдущем случае, оплата деньгами будет взыскана только в том случае, если до этого при организации ремонта страховая компания как-то нарушила права страхователя.

Если же человек просто решил не ремонтировать автомобиль по полису КАСКО, а получить выплату деньгами, то, скорее всего, суд откажет в таком иске. Тут судебная практика исходит из того, что если по полису КАСКО предусмотрена выплата страхового возмещения путем организации и оплаты ремонта, то пострадавший и должен получить выплату путем организации и оплаты ремонта, а если он хотел выплату деньгами, то так и должно быть написано в его полисе КАСКО – выплата страхового возмещения путем выплаты денежных средств.

Так как каждый человек сам выбирает, какой именно договор КАСКО ему заключить, то при заключении он и выбирает, что ему нужно – ремонта поврежденного автомобиля или выплата деньгами. После заключения договора КАСКО, он уже не может делать такой выбор.

Также, если будет установлено, что пострадавший, у которого по полису КАСКО предусмотрена выплата страхового возмещения путем организации и оплаты ремонта на СТОА, в страховую компанию не обращался, организовать ему ремонт не просил, а сразу сделал независимую экспертизу и обратился в страховую компанию с требованием выплатить ему деньги по этой экспертизе, то суд ему в таком иске откажет.

На что же могут рассчитывать родственники или иные лица, организовавшие похороны пострадавшего, который погиб в результате ДТП?

По Закону Об ОСАГО, размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет максимум 475 тысяч рублей (если пострадавший в ДТП погиб) — лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких лиц — супруг, родители, дети потерпевшего, граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода, и не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение — лицам, понесшим такие расходы.

Т.е. если пострадавшего в ДТП похоронил посторонний человек, то он имеет право только на максимум 25 000 рублей компенсации расходов на погребение, а если это сделал близкий родственник, то ему полагаются как компенсация расходов на погребение, так и выплата за причинение вреда жизни – 475 000 рублей.

Лица, понесшие необходимые расходы на погребение погибшего, при предъявлении требования о возмещении вреда представляют копию свидетельства о смерти и документы, подтверждающие произведенные расходы на погребение.

Закон Российской Федерации «О погребении и похоронном деле» определяет погребение как определенные обрядовые действия по захоронению умершего в соответствии с традициями и обычаями страны.

В Российской Федерации обрядовые действия при достойных похоронах подразумевают под собой следующее: приобретение гроба, транспортировка гроба к месту похорон, транспортировка лиц, желающих участвовать в захоронении, рытье могилы, установка надгробия, столика, скамеек и ограды, покупка и возложение венков на могилу, поминальный обед.

Предлагаем ознакомиться:  Ущерб от кражи для организации

Как правило, страховая компания не отказывается оплатить расходы на погребение, но величина этих расходов почти всегда превышает 25 000 руб., и тогда сумму расходов на погребении сверх этих 25 000 руб. взыскивают с виновника ДТП.

Таким образом, расходы на приобретение венков должны быть возмещены страховой компанией, если общая сумма расходов на погребение составила не более 25 000 руб., а если более – то виновником ДТП.

Компания «Прецедент» активно участвует в формировании судебной практики по данному вопросу, ежедневно прилагает максимум усилий для получения автовладельцами всех денежных средств, необходимых для ремонта своих автомобилей.

Как показывает практика, страховые выплаты по ОСАГО не превышают 160 тысяч рублей, в том случае, если вследствие аварии был нанесен вред жизни и здоровью потерпевшего лица/лиц, максимальная сумма компенсации по КАСКО при таких же обстоятельствах составляет 500 тысяч. Что касается возмещения причиненного материального ущерба, то предельные выплаты по КАСКО равны 400 тысячам рублей.

Обычно страховой договор дополнительно предусматривает размер компенсации, которую страховщик обязуется выплатить даже в случае непривлечения сотрудников ГИБДД, если документы, свидетельствующие о факте совершения аварии, составлены участниками происшествия самостоятельно.

  1. Доказывание факта существования этого имущества, передачи имущества причинителю вреда (если это имело место).

    Может осуществляться путем представления документов, подтверждающих его приобретение, передачу его ответчику (актов приема-передачи, накладных). Оценка доказательств является прерогативой суда. Так, по одному из дел суд отказал в иске, т. к. факт нахождения имущества у ответчика в условиях корпоративного конфликта подтверждался исключительно отдельными свидетельскими показаниями (постановление АС СКО от 10.08.2016 № Ф08-5133/2016 по делу № А32-27768/2015).

  2. Доказывание стоимости утраченного имущества (собственно размера ущерба). Может подтверждаться документами, на основании которых имущество приобретено. Например, товарными накладными (см. постановление АС ВВО от 20.04.2015 № Ф01-980/2015 по делу № А28-3810/2014), справками о балансовой стоимости, заключением оценщика и т. д. 
  1. Фактически понесенные затраты на устранение повреждений. Здесь подлежит взысканию стоимость замещающих товаров (ст. 393.1 ГК РФ) и произведенных работ. Однако ответчик вправе доказать, что при использовании более разумного и распространенного способа устранения вреда затраты были бы меньше, в этом случае возмещение будет уменьшено (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).
  2. Будущие затраты на восстановление права. Например, в ситуации, когда был утрачен земельный участок, суд взыскал его стоимость, определенную экспертным путем (постановление АС СЗО от 24.05.2016 № Ф07-1460/2016 по делу № А13-8647/2015). По другому делу в заключении экспертов была оценена стоимость восстановительного ремонта (постановление АС ВВО от 18.05.2016 № Ф01-1147/2016 по делу № А43-4443/2015). 
  • стоимость контрольно-регламентных работ на железнодорожном транспорте, поскольку их проведение при ремонте обязательно (постановление АС СЗО от 13.12.2016 № Ф07-11244/2016 по делу № А56-6664/2016);
  • затраты на проведение экспертизы, оплату услуг аварийных комиссаров (определение ВС РФ от 28.04.2015 № 18-КГ15-45);
  • судебные расходы на представителя (наиболее неопределенная категория, т. к. взыскиваются «в разумном размере»), оплату проведения экспертизы. 

Видео про взыскание ущерба с виновника ДТП

Если в суде первой инстанции не удалось уменьшить сумму компенсации, не стоит отчаиваться, можно попробовать добиться своего в порядке апелляции. На подачу апелляционной жалобы законодатель отводит срок в один месяц. Жалоба подается через суд первой     инстанции, принявший решение, подлежащее обжалованию.

Если вы решили оспаривать постановление суда в апелляционном порядке, вам потребуется консультация автоюриста. Автоюрист поможет с составлением документа, подготовит хорошую законодательную базу и разработает эффективную стратегию ведения дела. Это не только сэкономит время, но и в большинстве случаев гарантирует положительный результат.

В Свердловской области суды полагают, что при определении размера ущерба, подлежащего выплате потерпевшему страховщиком или причинителем вреда, начиная с 17 октября 2014 стоимость ремонта определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года № 432-П (см. документ ).

Такая практика окончательно сложилась с начала 2016 г. Таким образом, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Единой Методике, составляет с учетом износа больше 400 000 руб., то 400 000 руб. пострадавший предъявит страховой компании, а все что свыше к виновнику ДТП.

Если же у виновника ДТП не было полиса ОСАГО на момент ДТП, то, соответственно, ему будет грозить выплата стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, определенная по Единой методике, с учетом износа.

Если пострадавшее в результате ДТП транспортное средство находится на гарантии, то ущерб может быть определен и по ценам официального дилера, но такое требование суд может и не удовлетворить, поскольку, как было сказано выше, большая часть судов полагает, что ущерб должен быть определен только по Единой Методике.

Возмещение имущественного вреда вследствие неправомерных действий судебного пристава-исполнителя

В отличие от деликтной ответственности, регулируемой нормами ГК РФ, ответственность в результате нарушения обязательства определяется также условиями соглашения сторон. Таким документом или законом могут быть установлены ограничения на взыскание убытков (ст. 394, 400 ГК РФ). Например, в договоре может быть предусмотрено, что убытки не могут быть взысканы сверх неустойки (исключительная неустойка).

ВАЖНО! В случае если ограничения отсутствуют, реальный ущерб доказывается по общим правилам. 

Например, в пп. 3.1, 3.6 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 17 указано, что к реальному ущербу лизингодателя могут относиться:

  • затраты на демонтаж, возврат, транспортировку, хранение, ремонт и реализацию предмета лизинга;
  • плата за досрочный возврат кредита, полученного лизингодателем на приобретение предмета лизинга. 

Кроме документов, подтверждающих фактические расходы, приемлемо использование заключения оценщика. Так, по одному из дел таким образом была доказана стоимость устранения недостатков результата работы подрядчика (см. постановление АС СКО от 05.10.2016 № Ф08-7213/2016 по делу № А32-12848/2015). 

Например, по одному из дел кассационный суд удовлетворил требование кредитора о взыскании с ФССП РФ прямого ущерба в размере стоимости имущества должника, с которого приставом-исполнителем неправомерно был снят арест (постановление АС СЗО от 21.07.2016 № Ф07-4981/2016 по делу № А21-5004/2015). 

Рассмотрим общие основания ответственности за причинение вреда (статья 1064 ГК РФ) и ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (статья 1079 ГК РФ).

Статья 1064 ГК РФ устанавливает общие основания ответственности за причиненный вред.

Статья предусматривает:

  1. Вред, который причинен личности, то есть конкретному индивидууму, а также его имуществу, должен быть возмещен полностью лицом, причинившим его.

    Это правило распространяется также при причинении вреда имуществу юридического лица.

  2. Ответственность за причинение вреда может быть возложена законом на иное лицо, которое не является причинителем вреда.

    Например, закон «Об ОСАГО» возлагает на Страховщика обязанность возмещения вреда, причиненного Страхователем в период действия договора ОСАГО.

    Примером делегированной законом ответственности, является предусмотренная статьей 241 Трудового кодекса РФ ограниченная материальная ответственность работника и установленная статьей 1068 ГК РФ обязанность работодателя возместить вред, причиненный его работником третьим лицам в период исполнения им трудовых обязанностей.

  3. Ответственность наступает только за виновное причинение вреда.

    Если участник происшествия, которого обвинили в его совершении, докажет свою невиновность, то он освобождается от обязанности возмещения ущерба при ДТП.

    Статья в помощь:

    Как оспорить вину в дорожно–транспортном происшествии

  4. Наступление ответственности при отсутствии вины причинителя вреда возможно только в случаях, предусмотренных Законом.

    Примером ответственности «без вины» является причинение вреда владельцем источника повышенной опасности в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 1079 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля обязан произвести возмещение ущерба при ДТП, причиненного пешеходу (пассажиру), если причиной аварии явился внезапно возникший отказ системы управления транспортным средством. Для наступления ответственности не имеет значения тот факт, что автомобиль прошел обязательный технический осмотр и был исправен до аварии.

    Несмотря на то, что водитель не допустил со своей стороны нарушений норм ПДД РФ и правил эксплуатации транспортного средства, ответственность наступает по основанию, определенному статьей 1079 ГК РФ.

    Эксплуатация автомобиля является деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а сам автомобиль представляет собой источник повышенной опасности.

Статья 1079 ГК РФ формулирует основания ответственности участников ДТП за причинение вреда при использовании источников повышенной опасности – транспортных средств.

  1. Ответственность наступает вне зависимости от вины владельца или собственника транспортного средства за причинение вреда окружающим: пешеходам, пассажирам, иным лицам, которым причинен вред.

    Ответственность «без вины» не наступает в случаях причинения вреда владельцам (собственникам) других транспортных средств, участвующих в происшествии.

  2. Если вред причинен при взаимодействии транспортных средств их собственникам, то возмещение ущерба при ДТП осуществляется по правилам статьи 1064 ГК РФ.

    Например, водитель автомобиля ХХХ, гражданин А, не выбрал безопасную скорость для движения, соответствующую дорожным и метеорологическим условиям, не стравился с управлением и допустил столкновение с автомобилем УУУ под управлением гражданина Б. В соответствии со статьей 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда понесет водитель А, виновный в нарушении пункта 10.1 ПДД РФ.

  3. За вред, причиненный окружающим при взаимодействии источников повышенной опасности, наступает солидарная ответственность их владельцев (собственников).

    Нормы о солидарной ответственности содержатся в статье 322 – 326 ГК РФ. При солидарной ответственности, потерпевший может требовать возмещения причиненного вреда в полном объеме, от любого из водителей.

    Например, при столкновении автомобилей, в результате которого пострадали их пассажиры, отвечать будут оба водителя. Для пострадавших не будет иметь значения, по чьей вине произошло происшествие, предъявлять требования о возмещении вреда при ДТП можно к любому из водителей.

  4. Владелец (собственник) транспортного средства не подлежит ответственности, если докажет, что возникновение вреда обусловлено непреодолимой силой или умыслом потерпевшего.

    Ответственность за причиненный вред не наступает за действия самоубийц или при наступлении обстоятельств, не зависящих от воли владельца (собственника) транспортного средства.

  5. При рассмотрении судом дела о возмещении ущерба при ДТП, возможно полное или частичное освобождение владельца транспортного средства от ответственности при наличии оснований, указанных в пункте 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ.

    В пункте 2 статьи 1083 ГК РФ речь идет о грубой неосторожности потерпевшего, которая повлияла на возникновение или увеличения размера причиненного вреда.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 1083 ГК РФ суд при рассмотрении дела, наделяется правом на уменьшение размера возмещения вреда, причиненного в ДТП, с учетом имущественного положения. Приведенные нормы статьи 1083 ГК РФ применяются только судом с учетом обстоятельств конкретного дела.

  6. Владелец (собственник) транспортного средства не отвечает за вред от ДТП, если докажет, что он не имел возможности контролировать использование источника повышенной опасности из–за противозаконных действий третьих лиц (кража, противоправное завладение транспортным средством без цели хищения).

В завершение следует отметить, что обязанность доказывания обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение или ограничение ответственности за причинение вреда возложена законодателем на владельца (собственника) транспортного средства.

При определении лица, подлежащего гражданско-правовой ответственности за причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия по основаниям, предусмотренным статьей 1079 ГК РФ, следует исходить из подтверждения законности основания владения, пользования, распоряжения источником повышенной опасности.

Нередки случаи, когда лица, не являющиеся собственниками транспортных средств, управляют ими без надлежащего разрешения или оформления полномочий на право управления.

Отсутствие путевого листа у водителя, просроченный договор аренды, самоуправное использование транспортного средства третьими лицами, дают основания для предъявления требований о возмещении ущерба при ДТП, к собственнику транспортного средства.

Полноценную помощь в определении юридически значимых обстоятельств по вопросам возмещения ущерба при ДТП могут оказать только профессионалы – юристы, специализирующиеся на ведении дел данной категории.

Уважаемые читатели, в статье мы рассмотрели часть большой темы «Возмещения ущерба при ДТП».

В следующих статьях раздела мы продолжим исследование актуальных вопросов, связанных с возмещением вреда, причиненного в ДТП.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector