Теория государства и права. Шпаргалки – читать онлайн полностью – ЛитРес

ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Термин «теория государства и права» употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле под ним понимают все учение о государстве и праве, иными словами, юридическую науку в целом. Но обычно в этом значении используют такие понятия, как «юридическая наука», «правоведение», «юриспруденция».

1. Теория государства и права относится к гуманитарным наукам, поскольку изучает общественные явления – государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpressru

2. Теория государства и права является политико-юридической дисциплиной, потому что изучает два явления: государство и право. Первое явление, т. е. государство, – политическое, второе явление, т. е. право – юридическое. Таким образом, ТГП носит двойственный, политико-юридический характер.

3. Теория государства и права является единой наукой о государстве и праве: хотя сами государство и право неравнозначны, но они связаны друг с другом и не существуют одно без другого.

4. Теория государства и права считается общей наукой о государстве и праве, хотя далеко единственной, изучающей государство и право. В отличие от других юридических наук она занимается изучением наиболее общих вопросов и наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

5. Теория государства и права относится к фундаментальным юридическим наукам, поскольку не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов, а формирует основополагающие, фундаментальные знания о государстве и праве.

6. Теория государства и права является методологической наукой, поскольку она связана с формированием мировоззрения и оценкой окружающих нас явлений действительности, так же, например, как и философия.

Ответ на этот вопрос заключается в самом названии дисциплины теории государства и права, это и есть государство и право, которые изучаются этой наукой.

Однако государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и многими другими науками, как юридическими, так и не юридическими (например, социологией, политологией, историей). Поэтому принято считать, что государство и право являются объектом исследования различных наук, каждая из которых имеет в этом объекте свой предмет.

Социология занимается социологическими вопросами государства и права, политология – политическими, история – историческими. Для теории государства и права предметом изучения являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права в целом.

Теория государства и права формирует само понятие государства и права, выясняет причины их возникновения, особенности развития, а также выясняет, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.

Не стоит думать, что общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права полностью исчерпывают круг вопросов в предмете теории государства и права. Это основной, но отнюдь не единственный перечень вопросов. Кроме указанного, теория государства и права изучает вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т. д.

Так что, если обобщить сферу исследований теории государства и права, можно сказать, что предметом данной науки являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.

Методом науки теории государства и права является совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета. В составе метода теории государства и права выделяют три элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы) исследования.

Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется многообразием философских подходов или иными словами – плюрализмом. Если прежде в нашей стране превалировала только марксистско-ленинская философия, т. е.

К основным принципам познания современной отечественной теории государства и права относятся принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма.

Принцип плюрализма позволяет применить различные философские подходы при исследовании государственно-правовых явлений, используя различные взгляды философов всех времен и народов.

Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления без личной предвзятости, основываясь только на реальных фактах во всей их широте и многообразии.

Принцип всесторонности позволяет исследовать государственно-правовые явления с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип историзма обязывает нас изучать государство и право как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях.

Методы исследования подразделяют на общие, специальные и частные. К общим методам относят методы, выработанные философией: методы анализа, синтеза, моделирования, сравнительный, системный методы и др. К специальным методам относят математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и др.

Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория использует следующие логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией.

Анализ выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации, позволяющий установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права.

Синтез используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Индукция заключается в познании отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня.

Дедукция позволяет посредством логических умозаключений от общего к частному выявить общие закономерности и свойства государства и права, а затем, расчленяя их на группы, дать им научную оценку. Процесс исследования протекает в обратном порядке, характерном для индуктивного метода.

Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. ТГП не только констатирует достигнутое, познанное наукой, но и выявляет глубинные закономерности государства и права и тенденции развития.

Конкретно-социологический метод может быть использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны; позволяет глубоко, с учетом запросов общественной практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, а также поставить ряд новых проблем.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов пoзнания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени.

Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

Формально-юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из ее природы; составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, т. к. помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом.

Метод правового моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале).

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам исследования (математические, математико-статистические, кибернетические и др. методики). Математическая вооруженность предполагает высокий уровень теоретических (логических) и исторических исследований государственно-правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но не подменяя последние.

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

1. Понятие и признаки правоотношений.

2. Виды правоотношений.

3. Основание возникновения правоотношений

4. Структура правоотношения.

Правоотношения – следствие, результат действия права как социального и государственного института.

Правоотношение – это возникающая на основе права и находящаяся под охраной государства особая правовая связь между участниками, в результате которой между ними возникают взаимные юридические права и обязанности.

А) Это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;

Б) Они возникают на основе норм права;

В) Это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

Г) Это волевое отношение;

Д) Это отношения, обеспечиваемые и охраняемые государством.

— по отраслевому признаку они делятся на государственные, административные, финансовые, гражданские, семейные и т.д.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

— по функциям права различают: регулятивные и охранительные правоотношения.

— по субъектам правоотношения делятся на абсолютные и относительные. В абсолютных точно определена одна сторона, например, собственник вещи. В относительных правоотношениях строго определены обе стороны (должник-кредитор, продавец-покупатель)

— по характеру обязанностей правоотношения делятся на активные и пассивные.

— по количеству субъектов различают простые и сложные правоотношения, кратковременные и долговременные.

Субъекты правоотношений — это участники или стороны правоотношений, обладающие праводееспособностью.

Субъекты правоотношений – физические лица, юридические лица, само государство в целом.

Правоспособность – это признаваемая государством общая возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Возникает с момента рождения и прекращается со смертью лица.

Дееспособность – это способность лица иметь права и обязанности, своими действиями осуществлять их, а также нести ответственность за последствия своих действий. Дееспособность лица зависит от возраста и психического состояния лица. Полная дееспособность наступает с момента совершеннолетия.

Неполной дееспособностью обладают несовершеннолетние и лица, страдающие душевными заболеваниями. За них выступают их законные представители – родители, опекуны, попечители.

Ограничение дееспособности производится судом в случаях признания лица хроническим алкоголиком и наркоманом, вследствие чего лицо ставит в тяжелое материальное положение свою семью, а также душевнобольным лицом.

Деликтоспособность – способность лица отвечать за правонарушения (деликты). Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за тяжкие преступления с 14 лет. Административная ответственность наступает с 16 лет.

Правосубъектность – это правоспособность и дееспособность вместе взятые. Правосубъектность – это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Структура правоотношения: субъекты, объекты, содержание.

Объекты правоотношений – т.е. реальные материальные и нематериальные блага, ради которых возникают правоотношения. Объект – это то, на что направлено правоотношение. Ими могут быть : материальные блага (вещи, предметы, ценности), нематериальные личные блага ( права и свободы человека ), поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты, продукты духовного творчества, ценные бумаги, официальные документы.

Предлагаем ознакомиться:  Постановление Правительства РФ от 17.03.2015 N 235 "О порядке присуждения ученых степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну" (с изменениями и дополнениями)

Субъекты правоотношений: физические лица, юридические лица.

Физические лица – это граждане государства, лица без гражданства, иностранцы.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

— имущественной обособленностью

— способностью от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности

— правом быть истцом и ответчиком в суде

— внутренним единством

— собственным именем, адресом

— способностью отвечать за свои действия своим имуществом.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникает одновременно с момента регистрации в государственном органе оканчиваются, также, одновременно с момента ликвидации.

Юридическое содержание правоотношений состоит из субъективного права и юридической обязанности.

Субъективное право – это гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица, реализация которой зависит от воли и сознания субъекта.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного или требуемого поведения.

Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты.

Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Эти обстоятельства указываются в гипотезах правовых норм.

Юридические факты бывают: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие.

По волевому критерию юридические факты делятся на правовые действия и правовые события.

Действия – это акты поведения, поступки людей, находящиеся под контролем их сознания. Могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия делятся на юридические акты и юридические поступки.

Правовые события – это события, которые не зависят от воли и сознания людей, с ними закон связывает определенные юридические последствия. Это природные явления: стихийные бедствия, истечение определенного срока, достижение возраста, естественная смерть человека и др.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

Лекция 4.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Нижний уровень составляют прикладные юридические науки: криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие, которые ближе всего стоят к практике и непосредственно ее обслуживают.

Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки: конституционное, административное, гражданское, уголовное право и т. д., которые изучают различные отрасли права. Эти науки занимают смежное положение: хотя они тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), вместе с тем формулируют и теоретические положения фундаментального характера.

Верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений, которые более всего отстоят от практики, и поэтому их называют фундаментальными теоретико-историческими науками.

Более всего ТГП связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений, в несколько меньшей степени – с отраслевыми юридическими науками, и только частично – с прикладными юридическими дисциплинами.

Зато для всех без исключения юридических наук положения и выводы ТГП являются отправными, базовыми. В то же время узкие отраслевые дисциплины, которые более углубленно и более конкретно изучают различные государственно-правовые вопросы, дают для теории государства и права необходимый для теоретических обобщений материал.

2. Преступление.

3. Проступки и их виды.

4. Юридический состав правонарушений.

5. Понятие и признаки юридической ответственности.

Антиподом правомерного поведения является правонарушение. Правонарушение – это деяние лиц, которые нарушают или не соблюдают правовые требования. Всякое деяние человека квалифицируется как правонарушение при условии его общественной опасности.

Правонарушение – это виновное противоправное действие ( или бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или личности, за которое следует юридическая ответственность.

— общественная вредность, опасность

— противоправность

— виновность, т.е. правонарушение

— деяние в форме действия или бездействия

— наказуемость

В зависимости от степени социальной опасности, вредности, наказуемости

правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление– это наиболее общественно опасное, уголовно наказуемое деяние, наносящее наибольший вред личности, обществу, государству.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности. Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Закон устанавливает за преступления наиболее суровые меры наказания.

Не является преступлением деяние, имеющее все формальные признаки преступления, но в силу своей малозначительности не представляющее общественной опасности.

Проступки –это правонарушения, которые отличаются меньшей степенью социальной вредности и общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия и не наказываются в уголовном порядке.

— значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства

— размер причиненного ущерба

— способ, время и место совершения противоправного деяния

— личность правонарушителя

А) гражданско-правовые проступки, т.е. нарушения договорных гражданско-правовых обязательств.

Б) административные проступки – административные правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, на права и свободы граждан.

В) дисциплинарные проступки – дисциплинарные правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений в виде нарушений или невыполнения служебных обязанностей.

Г) процессуальные нарушения – посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия (неявка свидетеля в суд).

Юридический состав правонарушения – это система признаков правонарушения, необходимых для возложения юридической ответственности.

Элементы правонарушения составляют юридический состав правонарушения: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Объект правонарушения – это то, на что посягает правонарушение. Родовым объектом выступают общественные отношения, а видовым – жизнь, честь, здоровье, имущество и т.д.

Субъект правонарушения – лицо, совершившее виновное, противоправное деяние.

Объективная сторона правонарушения – это внешнее проявление противоправного деяния.

Субъективная сторона правонарушения- это совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Главной категорией выступают вина, мотив и цель.

Вина – это психологическое отношение правонарушителя к совершенному деянию и его результатам. Выделяют две формы вины – умысел и неосторожность. Неосторожность делится на преступную небрежность и преступную самонадеянность.

Мотив – внутреннее побуждение к правонарушению.

Цель – конечный результат, к которому стремится правонарушитель, совершая противоправное деяние.

Юридическая ответственность – это необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения в случае совершения правонарушения.

— устанавливается государством в виде правовых предписаний

— выступает в качестве реализации санкции правовой нормы

— основана на государственном принуждении.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

— возникает только в результате совершения правонарушений

— выражается в негативных последствиях для лица, совершившего правонарушение

— связана с возложением обязанности

— реализуется в процессуальной форме

— применяется компетентными государственными органами.

Фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение.

— административная

-гражданско-правовая

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

— уголовная

— материальная

— дисциплинарная

— это главные начала, идеи, положения, на которых основывается данный институт.

а) справедливость

б) законность

в) обоснованность

г) неотвратимость

д) целесообразность

Лекция 5.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcopyrightru

1.Понятие и предмет конституционного права.

2.Конституция РК.

3.Конституционные основы общественного строя РК.

4.Понятие, порядок приобретения и утраты гражданства РК.

5.Избирательная система РК.

Конституционное право – ведущая отрасль права РК. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли. Ведущая роль конституционного права в системе права РК выражается в следующем: во-первых, конституционное право устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, во-вторых, конституционное право определяет общие основы управления всеми общественными процессами, в третьих, нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права, так как нормы конституционного права определяют виды других нормативных правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.

Конституционное право РК как отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государственное устройство РК. Предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти, и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.

Конституционно-правовые отношения регулируются следующими методами: метод обязывания, метод запрещения, метод дозволения, метод признания.

Конституционное право – это отрасль права Республики Казахстан, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РК, статус человека и гражданина, государственное устройство, систему органов государственной власти, местного государственного управления и самоуправления.

Конституционно-правовые нормы классифицируются на: управомочивающие, обязывающие, запрещающие, императивные, диспозитивные, материальные, процессуальные.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей.

Субъекты конституционного права – это участники конституционно-правовых отношений. К ним относятся государства, народ, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, общественные организации и т.д.

Впервые понятие «Конституция» (от лат. сonstitutio — установление) встречается в письменных источниках Древнего Рима. Первой Конституцией в современном ее понимании, как Основной закон государства стала Конституция США, принятая в 1787г.

Под Конституцией в юридической науке понимается нормативный акт – Основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.

— Юридическая функция. Конституция является Основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права.

— Политическая функция. Конституция регулирует порядок функционирования политической системы общества.

— Идеологическая функция. Конституция, признавая и устанавливая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия.

— Экономическая функция. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования.

А) верховенство, т.е. Конституция обладает высшей юридической силой;

Б) учредительный характер, т.е. она учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти;

В) прямое действие, т.е. нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями, могут быть использованы в суде для защиты своих прав;

Г) особый порядок принятия и изменения Конституции, т.е. она может быть изменена лишь конституционно правомочным органом и в особом порядке.

Правовая охрана Конституции – это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Этапы развития Конституции РК. Важным актом конституционного характера первого этапа является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990г., в которой был провозглашен принцип разделения властей.

В 1990-1991гг. были приняты законы «О совершенствовании структуры государственной власти и управления», «О местном самоуправлении и местных советах народных депутатов Каз. ССР». Второй этап конституционного строительства начинается с принятия закона РК «Об изменении наименования Каз.ССР» от 10 декабря 1991г.

16 декабря 1991г. был принят и вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости РК» в статье 1 Закона Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Третий этап становления конституционного законодательства начинается с принятия Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана 28 января 1993г.

Предлагаем ознакомиться:  Понятие и существенные условия государственного контракта

Впервые было употреблено такое понятие как «светское» и «унитарное» государства. Четвертый этап становления конституционного законодательства связан с принятием Конституции 1995г., ныне действующей. В октябре 1998г. Парламент принял 19 поправок к Конституции. 21 мая 2007г. также внесены изменения и дополнения в Конституцию.

Конституционный строй– это совокупность конституционных норм, закрепляющих основные принципы деятельности государства. Казахстан является суверенным государством. Ст.2 Конституции РК гласит «суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории».

Единственным источником власти и ее носителем является народ. Установлено республиканская форма правления. Республика – это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Светский характер государства означает, что в РК религиозные учреждения и вероисповедания отделены от государства, не существует государственной или обязательной религии, провозглашена свобода совести.

РК утверждает себя правовым государством, что означает верховенство закона, права. РК утверждает себя социальным государством, что означает, что государство служит человеку, обществу. РК является унитарным государством. Унитарное государство – форма устройства государства, которая не имеет в своем составе других каких-либо государственных образований.

В РК признается идеологическое и политическое многообразие. Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий, что предполагает создание равных возможностей участия в политическом процессе всем политическим партиям и другим общественным объединениям, действующем в рамках Конституции, существования многопартийности.

Права и свобода человека и гражданина – высшая ценность. Пункт 3 ст.4 Конституции гласит «международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует что для его применения требует издание закона».

Гражданство– это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей. Основания приобретения гражданства РК: 1) по рождению. 2) в результате приема в гражданство. 3) по основаниям и в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами РК. 4) по иным основаниям, предусмотренным законом. Прием иностранцев в гражданство РК осуществляется путем подачи ходатайства на имя президента РК.

Ст.10 Закона о гражданстве РК от 20 декабря 1991г. (изменение и дополнение от 3 октября 1995г., 17 мая 2002г.).

Основания для отказа в приеме в гражданство РК. Ходатайство в приеме в гражданство РК отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом: 1) совершило преступление против человечества; 2) призывает к нарушению единства и целостности территории РК; 3) осуществляет противоправную деятельность; 4) разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду; 5) осуждено за террористическую деятельность; 6) признано судом особо опасным рецидивистом; 7) состоит в гражданстве других государств.

Основания прекращения гражданства: 1) выхода из гражданства РК; 2) утрата гражданства РК. В выходе из гражданства может быть отказано, если лицо имеет неисполненное обязательство перед государством, юридическими и физическими лицами; привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого; выход лица противоречит интересам государственной безопасности.

Утрата гражданства: 1) вследствие поступления лица на воинскую службу, в службу безопасности, иные органы государственной власти и управления другого государства; 2) если гражданство РК приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов; 3) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК; 4) если лицо, постоянно проживающее за пределами РК, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение 3 лет.

Заявления по вопросам гражданства подаются на имя президента РК через соответствующие органы (МИД, дипломатические представительства, консульские учреждения, МВД РК).

Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. Под избирательной системой РК понимается порядок выборов Президента РК, депутатов Мажилиса и Сената Парламента РК, депутатов маслихатов, акимов сельской местности.

Существует два вида избирательных систем – пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий.

Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие как в первом, так и во втором туре более 50% граждан, внесенных в списки избирателей, кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РК.

1. Правоохранительная деятельность.

2. Правоохранительные органы РК и ее система.

3. Суд и правосудие РК.

4. Принципы правосудия.

5. Министерство юстиции, прокуратура, органы внутренних дел и иные органы, их компетенция.

В Республике созданы правоохранительные органы, которые призваны обеспечивать исполнение требований Конституции, законов, указов Президента и других нормативных актов. К правоохранительным органам относятся: прокуратура, органы внутренних дел, орган национальной безопасности. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РК, срок полномочий которого составляет 5 лет.

Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории РК, за законностью оперативно-розыскной деятельности дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам РК.

Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование. Прокуратура Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики. Она осуществляет свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подотчетна лишь Президенту Республики.

Министерство внутренних дел возглавляет единую систему органов управления внутренних дел областей, городов, на транспорте, городские, районные, районные в городах, исправительные учреждения (тюрьмы, лагеря и т.р.), подразделения пожарной охраны, внутренние войска и др. организации.

Основными задачами органов внутренних дел являются: охрана общественного порядка и обеспечение безопасности; предупреждение, выявление, пресечение преступлений и иных правонарушений; осуществление дознания; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий; выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; контроль за соблюдением иностранными гражданами правил пребывания на территории республики охрана государственных и иных объектов и т.п.

1. Требовать от граждан соблюдения общественного порядка и общественной безопасности, прекращения противоправных действий. Если эти требования не выполняются, то органы вправе применять меры принуждения.

2. Проверять документы, удостоверяющие личность, если человека подозревают в совершении преступления или административного правонарушения.

3. Рассматривать заявления, сообщения о совершенных или готовящихся правонарушениях.

4. Останавливать транспортные средства и проверять документы на право управления.

Органы внутренних дел наделены и другими правами, позволяющими осуществлять контроль за выполнением законов и охраной общественного порядка.

Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

1. лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана вступившим в законную силу приговором суда.

2. никто не может быть подвергнуть повторно уголовной или административной ответственности за административное правонарушение.

3. никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом.

4. в суде каждый имеет право быть выслушанным.

5. законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение обратной силы не имеют.

6. обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

7. никто не обязан давать показания против самого себя, супруга и близких родственников.

8. любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

9. не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом.

10. применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени РК и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. В статье 77 Конституции РК перечислены принципы правосудия в РК.

Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-следственной и розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики.

Финансовая полиция – исполнительный орган осуществляющий в целях обеспечения экономической безопасности, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических, финансовых и коррупционных преступлений и правонарушений.

Нотариат – законодательно закрепленная система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, на осуществление иных задач, предусмотренных законом.

Коллегия адвокатов – некоммерческая , независимая, профессиональная, самоуправляемая и самофинансируемая организация адвокатов, создаваемая для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнение иных функций установленных законодательством.

Министерство юстиции является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.

Основными задачами таможенных органов являются: обеспечение экономической безопасности государства и защита экономических интересов; контроль за соблюдением таможенного законодательства; борьба с контрабандой; соблюдение разрешительного порядка в перемещении товаров и транспортных средств через границу; валютный контроль; взимание таможенных пошлин.

Лекция 7.

1. Предмет и метод административного права.

2. Нормы, субъекты административного права.

3. Государственное управление: понятие, принципы.

4. Административное правонарушение.

5. Административная ответственность.

Предметом административного права являются правоотношения: организация исполнительно-распорядительных органов, административная деятельность органов исполнительной власти, административно-юрисдикционной деятельности, реализации административной власти судьями, государственно-управленческой деятельности, административной деятельности органов местного самоуправления. К предмету административного права можно отнести отношения, связанные с организацией органов исполнительной власти.

Источники административного права – это официально признаваемые государственной властью формы выражения и закрепления правил поведения субъектов управленческих отношений. Правовой обычай, нормативно-правовой акт, судебный прецедент, договор, обобщение судебной практики, Конституция РК.

Предлагаем ознакомиться:  Повторная приватизация кто имеет право

Административно-правовыенормы делятся по предмету регулирования на материальные и процессуальные; по юридическому содержанию: на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие; по действию во времени: на срочные и бессрочные; по территории действия: на республиканские и местные; по форме выражения: на письменные, устные и конклюдентные.

Субъекты административного права – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий возложенных на них административным правом. Одной из сторон является орган исполнительной власти, а другой – граждане РК, государственные органы, общественные и религиозные объединения, юридические лица.

Государственное управление – это исполнительная и распорядительная деятельность по непосредственной, практической организации общественных процессов в развитии общества. Принципы государственного управления – основные руководящие начала, на которых строится управление и функционирует управленческий аппарат и которые могут быть сформулированы в виде определенных правил.

Государственное управление: а) деятельность по исполнению законов; б) деятельность, заключающаяся в текущем распорядительстве различными объектами и людьми, что связано с изданием для них подзаконных актов. Принципы государственного управления делятся на две группы: социально-правовые и организационные.

К социально-правовым относятся следующие принципы: демократический централизм, равноправие национальностей, плановость, гласность и учет общественного мнения, законность. Организационные принципы: принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий, принцип ответственности, принцип сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в управлении, принцип сочетания коллегиальности и единоначалия.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие, либо бездействие физического лица или противоправное действие или бездействие юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

Кодекс РК об административных правонарушениях от 30 января 2001г. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение.

В качестве одного из основных признаков административного правонарушения выступают понятия «действия» и «бездействия», которое образует такое правовое понятие как «деяние». Деяние бывает правомерным и неправомерным. Действие – это активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований. Бездействие – это пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА РК.

2. Гражданские правоотношения и их виды.

3. Понятие, виды и формы сделок.

4. Исковая давность.

5. Право собственности.

6. Предпринимательство.

Гражданское право –одна из отраслей права, которая неразрывно связана с повседневной жизнью и деятельностью граждан, юридических лиц и самого государства и его административно-территориальных единиц. Предмет гражданского права – составляют товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения.

Основным центральным видом общественных отношений, регулируемых гражданским правом, являются имущественные отношения, которые подвергаются воздействию со стороны юридических норм. Общественные отношения, связанные с материальными благами, (имуществом, работами, услугами, деньгами и т.п.), называются имущественными отношениями.

Таким образом, имущественные отношения – отношения по поводу приобретения, обладания, передачи другим лицам и использования имущества, это отношения, имеющие товарно-денежное выражение. Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ, неотчуждаемы от личности и не имеют товарно-денежного выражения.

Отличительными чертами гражданско-правового метода являются юридическое равенство субъектов, диспозитивность, автономность воли субъектов, имущественный и компенсационный характер ответственности.

Система гражданского права РК состоит из Общей и Особенной части.

Общая часть включает общие положения, право собственности и иные вещные права, обязательственное право. Особенная часть включает отдельные виды обязательства, право интеллектуальной собственности, наследственное право и международное частное право.

Гражданские правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. Гражданскими правоотношениями называются урегулированные гражданским правом имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, участники которых связаны друг с другом субъективными гражданскими правами и обязанностями.

Основаниями возникновения гражданских правоотношений являются юридические факты, которые делятся на события и действия. События не зависят от воли и сознания людей. Действия зависят от воли и сознания людей, бывают правомерные и неправомерные.

Виды гражданских правоотношений: имущественные и личные неимущественные правоотношения, абсолютные и относительные, обязательственные и др.

Абсолютными называются правоотношения, в которых лицу, обладающему субъективным гражданским правом, противостоит неопределенный круг обязанных лиц (право собственности).

Относительными считаются правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит строго определенный круг заранее известных лиц ( договор).

Структура гражданского правоотношения: объект, субъект и содержание.

Объекты гражданских правоотношений – это то, на что данное правоотношение направлено и оказывает определенное воздействие (имущество, вещи, работы и услуги и т.д.)

Субъекты гражданского правоотношения- граждане, юридические лица, государство и административно-территориальные единицы.

Гражданская правоспособность представляет собой признанную законом способность иметь права и нести обязанности.

Гражданская дееспособность представляет собой признанную законом способность своими действиями вызывать права и нести обязанности. Наступает в полном объеме с 18-ти лет.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. По целям деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Согласно ст.147 ГК РК сделкамипризнаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Признаки сделки: 1) это волевой акт, 2) правомерное действие, 3) направлена на создание, изменение и прекращение гражданских правоотношений, 4) порождает гражданские отношения.

Формы сделок. При совершении сделки воля людей может быть выражена устно, письменно, посредством конклюдентных действий или путем молчания (бездействия).

Виды сделок: односторонние и двух или многосторонние, возмездные и безвозмездные, реальные и консенсуальные, каузальные и абстрактные. Каузальная сделка зависит от основания ее совершения, в силу которого она появилась. Исчезновение основания лишает юридической силы действие односторонней сделки. Например, покупатель произвел предоплату купленного товара, но продавец товар не поставил. Отпадает основание на получение денег продавцом от покупателя.

Юридическая сила абстрактной сделки не зависит от ее основания, если сама сделка выражала подлинную волю того, кто ее совершил. Например, покупатель рассчитался за полученный товар, передав продавцу вексель на сумму стоимости товара. Если потом окажется, что товар недоброкачественный, вексель не может быть истребован обратно.

Существуют сделки бессрочные и срочные (под отлагательным условием и под отменительным условием) — условные сделки.

Право собственности.В п.1 ст.188 ГК РК сказано «право собственности – есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом». Право владения – фактическое обладание имуществом. Право пользования – извлечение из вещи ее полезных свойств. Право распоряжения – способность собственника определить юридическую судьбу вещи, имущества.

Согласно п.1 ст.6 Конституции РК в Казахстане признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Частная собственность выступает как собственность граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений. Законом не ограничивается количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц и их объединений. Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности (п.1 ст.192 ГК РК).

Основания возникновения права собственности — первоначальные и производные.

Способы защиты права собственности: виндикационный иск и негаторный иск. Виндикация означает истребование. Виндикационный иск — это истребование собственником своего имущества из чужого незаконного владения. Следует установить добросовестный или недобросовестный приобретатель. Негаторный иск — иск об устранении помех, препятствий.

Исковая давность -период времени, в течение которого может быть удовлетворено исковое требование, возникшее из-за нарушений права лица или охраняемого законом интереса. Нормы об исковой давности являются императивными. Сроки исковой давности подразделяются на общие сроки (три года) и специальные (сокращенные или более длительные).

Срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Перерыв срока исковой давности наступает в случае предъявления иска или признания долга. Приостановление срока исковой давности имеет место в случаях: моратория, объявленного Президентом РК, отсутствия законного представителя у недееспособного лица, если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие, если истец или ответчик находятся в составе воинских подразделений, переведенных на военное положение, в силу приостановления действия законодательства.

Восстановление срока давности рассматривается судом и при наличии уважительных причин может быть восстановлен срок исковой давности (тяжелая болезнь, неграмотность, беспомощное состояние и т.п.).

Предпринимательство -ст.10 ГК РК. – это самостоятельная инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от форм собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары ( работы, услуги), основанная на частной собственности ( частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

2. Понятие семейного права.

3. Порядок заключения и прекращения брака.

4. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

5. Наследство.

Основу возникновения семьи и семейных правоотношений во многих случаях составляет брак. В ст.1 Закона РК «О браке и семье», принятого 17 декабря 1998 г. Признается, что «брак- равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законном порядке с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами».

Законное оформление брака состоит в его регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Только брак, зарегистрированный в установленном порядке, порождает правовые последствия. Не запрещается регистрация брака в церкви, мечети, однако такой брак не имеет законную силу, поэтому законодательством признается законным брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.

В п.1 ст.9 Закона РК «О браке и семье» установлены два позитивных условия вступления в брак: взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц и достижение ими брачного возраста. Закон устанавливает для вступающих в брак брачный возраст — 18 лет (п. 1 ст. 10 Закона РК «О браке и семье»). При наличии уважительных причин органам местного самоуправления, ЗАГСу предоставляется право давать разрешение на заключение брака несовершеннолетним, достигшим 16 лет (п. 2 ст.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreatorsru

Согласно ст. 11 Закона РК «О браке и семье», не допускается заключение брака между: 1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; 2) прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполноро

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector