Как не потерять выгоды от скидки: налог на прибыль — Бухонлайн

Представление о налоговой нагрузке

Налоговая нагрузка (или налоговое бремя) — достаточно широкое понятие и рассматривается в двух аспектах:

  • Как абсолютная величина: конкретная сумма налоговых платежей, подлежащих уплате. Такой показатель может представлять интерес для непосредственных плательщиков этих налогов.
  • Как относительная величина: доля (процентное содержание) налогов, подлежащих уплате, в какой-то определенной базе. Этот показатель возможно применить существенно более широко: для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов.

Базой расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей, с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей, оценивая степень влияния их на доходность и рентабельность рассматриваемого объекта за определенный период. Например, с:

  • Выручкой (с НДС или без НДС).
  • Доходами от реализации, внереализационными или их общей суммой (по данным бухгалтерского или налогового учета).
  • Налоговой базой для расчета конкретного налога.
  • Прибылью (бухгалтерской или налоговой), затратами (себестоимостью, коммерческими или управленческими расходами).
  • Планируемыми суммами выручки, доходов, расходов, налоговой базы или прибыли.

https://www.youtube.com/watch{q}v=yfwOBVvazu4

Показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый в процентах, служит одним из критериев как для анализа сформировавшихся за период фактических показателей, так и для составления прогнозов на самых различных уровнях: от конкретного налогоплательщика до страны в целом.

Доля налогов может определяться не только по отношению к их общей сумме, но и применительно к отдельным налогам, и рассчитываться как за один налоговый (или отчетный) период, так и за несколько периодов. В случае расчета за несколько периодов данные, участвующие в расчете, суммируются.

Если налоги к уплате отсутствуют, то общая (совокупная) налоговая нагрузка будет равна нулю. Это же справедливо и при расчете нагрузки по отдельным налогам.

О том, как рассчитывают совокупную налоговую нагрузку, читайте в статье «Расчет налоговой нагрузки в 2019-2020 годах (формула)».

Кто и с какой периодичностью уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль

Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются ежеквартально либо ежемесячно. Порядок уплаты зависит от того, кто платит авансовые платежи по налогу на прибыль, т. е. к какой категории относится налогоплательщик. Рассмотрим существующие варианты уплаты налога и категории налогоплательщиков.

  1. Все организации, за исключением поименованных в абз. 7 п. 2, п. 3 ст. 286 НК РФ, должны исчислять авансовые платежи по итогам квартала и уплачивать их как по его завершении, так и ежемесячно в течение следующего квартала (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ).
  2. Организации с выручкой менее лимитов, установленных п. 3 ст. 286 НК РФ (в размере 15 млн руб. в среднем за каждый квартал из 4 предыдущих), могут исчислять и уплачивать квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль ежеквартально без уплаты ежемесячных платежей.
  3. Если организация самостоятельно изъявила желание по исчислению и уплате авансовых платежей по налогу на прибыль ежемесячно от фактически полученной прибыли, ей необходимо уведомить о своем решении налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Узнать, с какой периодичностью должна уплачивать авансы по прибыли ваша организация, вам поможет разработанная нашими специалистами блок-схема.

Как не потерять выгоды от скидки: налог на прибыль — Бухонлайн

Что касается периодичности оплаты авансовых платежей по прибыли, то они должны уплачиваться организациями ежеквартально, если отчетными периодами для них являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (абз. 1 п. 2 ст. 285, абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 286 НК РФ).

Следующие организации обязаны делать ежеквартальный авансовый платеж по налогу на прибыль согласно п. 3 ст. 286 НК РФ (при этом они освобождены от ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль):

  • организации, чей доход, рассчитанный в соответствии со ст. 249 НК РФ за 4 предыдущих квартала, не превышает 15 млн руб. в среднем за каждый квартал (или 60 млн руб. — за 4 квартала в целом);
  • бюджетные учреждения;
  • иностранные компании, работающие на территории РФ через постоянное представительство;
  • предприятия, участвующие в простых товариществах, в отношении доходов от участия;
  • инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов от реализации соглашений;
  • выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Авансовые платежи уменьшают рассчитанную за год сумму налога на прибыль (абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Как рассчитать авансы за 3 квартал 2019 года, читайте здесь.

Рассмотрим порядок расчета авансового платежа по налогу на прибыль для организаций, выручка которых не превышает 15 млн руб. в среднем за квартал (абз. 2 п. 2 ст. 286 НК РФ).

АПКотч = НБотч × С,

АПКотч — авансовый платеж за отчетный период;

НБотч — налоговая база отчетного периода, исчисленная нарастающим итогом;

Предлагаем ознакомиться:  Срок давности по уплате налогов физическим лицом

С — ставка налога на прибыль.

АПКдопл. = АПКотч. – АПКпред,

АПКдопл. — квартальный авансовый платеж к доплате, подлежащий уплате по итогам отчетного периода (полугодия, 9 месяцев, года);

АПКотч. — сумма исчисленного нарастающим итогом за отчетный период авансового платежа;

АПКпред. — сумма платежа по итогам предыдущего отчетного периода (в рамках текущего налогового периода).

Размер доплаты по итогам налогового периода, то есть размер 4-го квартального платежа формируется исходя из суммы фактически полученной прибыли, исчисленной нарастающим итогом за год, за вычетом уплаченных в бюджет в течение этого года квартальных авансовых платежей. Сумма последних при этом будет равна величине исчисленного нарастающим итогом авансового платежа за 9 месяцев.

Таким образом, размер итогового платежа по налогу на прибыль уменьшается на сумму уплаченных ежеквартально авансовых платежей. Если по итогам года вместо прибыли получен убыток, то сумма 4-го квартального авансового платежа будет нулевой (п. 8 ст. 274, абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).

Как отразить в бухучете авансовые платежи по налогу на прибыль — проводки см. здесь.

Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика

Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:

  • Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
  • Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).

Обратите внимание! В настоящее время письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 не действует. Оно было отменено письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. В то же время приводимый в нем принцип расчета налоговой нагрузки контролеры могут использовать и сейчас. Поэтому мы все же расскажем о нем детально далее.

Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.

Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:

  • Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
  • Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
  • Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
  • Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
  • Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.

Главные критерии при ОСНО

Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им была посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/12722@.

При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:

  • Убытки, отраженные в декларации.
  • Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.

По НДС рассматривают в совокупности два показателя:

  • Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
  • Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.

По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО.

Формула налоговой нагрузки по НДС

ННприб = 100 × Нприб / (Дреал Двнер),

ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;

Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;

Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.

Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС были приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.

Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета.

Предлагаем ознакомиться:  Как проверить начисление налога на недвижимость

Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС, рекомендовавшийся ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки.

Как рассчитываются авансы по налогу на прибыль ежемесячно

АПКотч = НБотч × С,

Если организация не соответствует критериям, установленным в п. 3 ст. 286 НК РФ, и отчетным периодом для нее является квартал, то помимо ежеквартальных авансовых платежей по налогу на прибыль должны уплачиваться ежемесячные.

с какой периодичностью должна уплачивать авансы по прибыли ваша организация

Ежемесячные авансовые платежи, так же как и квартальные, уменьшают начисляемую по итогам отчетного периода или года сумму налога на прибыль к уплате (абз. 5 п. 1 ст. 287 НК РФ).

Порядок расчета суммы ежемесячных авансов к уплате в 2019–2020 годах не изменился. По-прежнему ежемесячный авансовый платеж по прибыли в 1 квартале года равен сумме ежемесячного авансового платежа в последнем квартале предшествующего года; во 2 квартале — 1/3 авансового квартального платежа за 1-й квартал;

Организация осуществляет переход на уплату ежемесячных авансовых платежей, если по итогам 4 прошедших кварталов величина полученного дохода превысила 15 млн руб. в среднем за квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Для того чтобы не ошибиться в расчете, нужно правильно определить какие кварталы будут предыдущими. Налоговый кодекс содержит норму, согласно которой предыдущими являются 4 квартала, предшествующие текущему (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Минфин уточняет, что под предыдущими следует понимать 4 квартала, последовательно предшествующих кварталу, в котором налогоплательщик представляет декларацию (письма Минфина России от 24.12.2012 № 03-03-06/1/716, от 21.09.2012 № 03-03-06/1/493). То есть доходы от реализации в последнем квартале налогового периода также включаются в расчет средней величины доходов.

Подробнее о порядке расчета ежемесячного налогового платежа см. материал «Как рассчитать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение отчетного периода».

Что определяет величину нагрузки по прибыли

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:

  • Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
  • Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
  • Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.

Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:

  • Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
  • Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
  • Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.

В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.

Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:

  • Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
  • Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.

Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета).

Предлагаем ознакомиться:  Как сдать нулевку в налоговую

За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.

На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:

  • Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
  • Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
  • Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:

  • Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
  • Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.

О существующих методиках распределения вычетов читайте в материале «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте{q}».

Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:

  • Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
  • Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
  • Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
  • Наличием СМР, приводящих к росту базы.
  • Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.

Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.

Рассчитать налоговую нагрузку можно с помощью калькулятора на сайте ФНС, о котором мы рассказывали здесь.

Изменения в расчете налога на прибыль в 2019–2020 годах

Одним из недавних новшеств по налогу на прибыль является введение возможности применения к сумме налога, перечисляемого в оба бюджета, инвестиционного вычета (ст. 286.1 НК РФ). Использовать его можно в период 2018–2027 годов. За счет вычета на 90% стоимости ОС можно уменьшить налог, начисляемый в бюджет региона, а оставшиеся 10% отнести на уменьшение налога, начисляемого в федеральный бюджет.

Изначально вычет предусматривался для вводимых в эксплуатацию основных средств 3–7 амортизационных групп. Но с 01.01.2020 он распространяется и на группы 8-10 (закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ). Так же с 2020 года в инвествычет можно будет включать расходы на инфраструктуру.

О применении этого вычета подробнее читайте в статье «Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль с 2018 года».

С 2019 года:

  • У организаций появилась возможность не платить налог на прибыль с денег, безвозмездно полученных от организации, участником или акционером которой она является, в пределах вклада в имущество, сделанного ею ранее также деньгами.
  • Доход, полученный акционером, участником при выходе из ликвидируемой компании, в виде превышения над его вкладом в УК в целях налога на прибыль признается дивидендами с применением к нему ставки 13%.
  • Платежи в систему «Платон» можно учитывать в расходах в полном объеме.
  • Работодатели вправе уменьшать доходы на стоимость путевок для работников (о нюансах мы рассказывали в этом материале).

https://www.youtube.com/watch{q}v=wDWISWXTyD0

Также с 2020 года (законы от 02.08.2019 № 269-ФЗ, от 26.07.2019 № 210-ФЗ):

  • во внереализационных расходах можно будет учесть затраты на строительство объектов социальной инфраструктуры, если они безвозмездно передаются в государственную или муниципальную собственность;
  • право на ставку 0% получат региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, музеи, театры и библиотеки;
  • будут изменения для участников региональных инвестиционных контрактов и резидентов ОЭЗ.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector