Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Система престолонаследия на Руси

Монархия

Во всем мире насчитывается около 230 государств, 41 из которых имеют форму правления монархия. Республики представляют в большинстве своем бывшие колонии короны. Они представляют собой результат распада больших империй. Этим обуславливаются неустойчивая система правления и частые конфликты на территориях с республиканской властью. В частности, Ирак и страны африканского континента получили независимость от Британской империи в 30-х годах XX века.

Монархия на сегодняшний день представляет собой целую систему родоплеменных принадлежностей, например, на Ближнем востоке, и демократически измененную единоличную форму правления в европейских государствах.

https://www.youtube.com/watch{q}v=userperetzpavel

Наибольшее количество стран, в которых действует монархическое правление, находится в Азии: Саудовская Аравия, Кувейт, Иордания, Таиланд, Камбоджа. Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия относятся к монархическим конфедерациям.

Европейская монархическая система престолонаследия сохраняется в таких странах, как Великобритания, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Абсолютная монархия — в Ватикане и Лихтенштейне.

В большинстве своем монархии являются конструкционными, и непосредственное управление государством осуществляет парламент во главе с премьер-министром.

Примеры из истории

Наследование престола всегда переходило по родословной, вне зависимости от системы. Выборными были только несколько царей, а именно:

  • 1598 г. — Земский собор избирает царем Бориса Годунова;
  • 1606 г. — народ и бояре выбирают Василия Шуйского;
  • 1610 г. — королевич из Польши Владислав;
  • 1613 г. — Михаил Федорович Романов.

После внесения реформы наследия Павла I споров о наследии не возникало, власть передавалась по первородству.

Последним правящим царем России был Император Николай II. Его правление было окончено в 1917 году вместе с крахом Российской империи в ходе революции.

Территория салических франков в конце V века

Система престолонаследия на Руси

Первые упоминания о франках относятся к III—IV векам н. э., когда эти древнегерманские племена начали мигрировать на территорию Римской Галлии. Хотя римляне первоначально успешно сдерживали натиск варваров, впоследствии им пришлось допустить поселение на территории Галлии целых франкских племен. По свидетельству Аммиана Марцеллина, первыми из франков, получившими разрешение осесть в пределах Римской империи и ставшими римскими федератами, стали племена, «которых обычно называли салийцами» (лат.

eos videlicet quos consuetudo Salios appellavit), или салические франки. Родиной салических франков принято считать Батавский остров, описание которого имеется в «Записках о Галльской войне» Цезаря и «Германии» Тацита, — сравнительно небольшой регион в устьях Рейна, западной границей которого был берег Северного моря.

Население Батавского острова, распространившись по морскому побережью, получило название салических, то есть приморских франков, от кельтского слова «sal» или «sale», означавшего «море». Предположительно в 70-х годах V века салические франки расторгли союзнические отношения с Западной Римской империей, а в 481—482 годах одним из королей салических франков стал Хлодвиг I, который к началу VI века объединил под своей властью значительную часть Галлии, уничтожив остатки Римской империи — королевство Сиагрия и создав могущественное Франкское государство[1][2].

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafety

Тацит отмечал, что в Германии «добрые нравы имеют бóльшую силу, чем в других странах хорошие законы» (лат. plusque ibi boni mores valent quam alibi bonae leges). Радикальные изменения в устоявшихся нормах не допускались, к тому же традиционный образ жизни варваров исключал какие-либо серьезные сдвиги в правовом регулировании.

Однако начавшаяся в III—IV веках германская миграция поставила под угрозу традицию устной передачи обычаев от поколения к поколению. Кроме того, народное право германцев могло подвергнуться изменениям вследствие влияния римского права, что оставалось неприемлемым для самосознания древнегерманского общества.

В целях сохранения незыблемости неписаных норм поведения, а также предоставления судам руководства для рассмотрения дел вожди и короли ряда германских варварских королевств инициировали письменную фиксацию обычаев. Таким образом, в результате соприкосновения с галло-римской культурой появились новые, неизвестные прежнему правопорядку источники права — записанные на народной латыниварварские правды, представлявшие собой сборники германского обычного права, в некоторых случаях с прибавлением норм из королевских актов.

Начало пролога к Салической правде. Издание 1720 года

Король франков дарует народу Салическую правду. Французская миниатюра XIV века

Система престолонаследия на Руси

Условными границами действия Салической правды в соответствии с данными её титула XLVII принято считать Угольный лесruen на севере и реку Ligere или Ligeris на юге. В зависимости от решения вопроса, является ли эта река притоком бельгийской Шельды или известной Луары во Франции, местом и временем издания Салической правды в литературе считали или древние поселения салических франков в областях современной Бельгии во времена до завоевания ими Римской Галлии, или завоеванные Хлодвигом обширные области современной Франции до Луары, в период, последовавший после сражения при Суассоне.

Историк права Г. Бруннер, основываясь на ряде характерных исторических особенностей Салической правды (свидетельства сильной королевской власти, реформа принятого франками римского солида, заключающаяся в делении не на 24, а на 40 денариев), а также на других данных, высказал мнение, что первоначальный текст Салической правды был записан в последние годы правления Хлодвига, скорее всего — между 507 годом (дата битвы при Вуйе, в результате которой Хлодвиг изгнал из Галлии вестготов и окончательно упрочил свою власть) и 511 годом (год смерти этого короля).

Историки не располагают точными сведениями о формальном авторстве Салической правды. В двух прологах к Салической правде, имеющих характер эпических произведений и составленных значительно позже основного текста, говорится, что Правда была составлена четырьмя выборными мужами, которых согласно прологу I звали Визогаст, Бодагаст, Салегаст и Видогаст, а согласно прологу II — Визогаст, Салегаст, Арогаст и Видогаст.

Как указывается в прологах, эти четверо мужей, собравшись на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбам и вынесли о каждом из них отдельные решения, с течением времени исправленные королями Хлодвигом, Хильдебертом и Хлотарем. Имена четверых законодателей мифологичны («gast» — «муж», «человек») и, видимо, образованы из названий местностей (Сальхаме, Бодохаме, Видохаме), сохранившихся в народной традиции («heim» — «деревня», «поселок»).

В ходе законодательной деятельности представители франкской верхушки не могли напрямую транслировать свои установления, опираясь на силу «народных обычаев» или устной передачи прецедентов: необходимы были специфические механизмы, позволяющие обосновать кодификацию правовых норм в представленном виде и воспрепятствовать их нарушению.

Таким механизмом явилось законодательное мифотворчество — введение фигур «мудрецов» или «старейшин», образом которых франкские правители воспользовались для легитимации своего законодательства. Кроме того, один из прологов указывал в качестве источника Правды договоренность между королевской властью и свободными соплеменниками («было угодно франкам и установлено между ними и их вождями отсечь, в целях сохранения внутреннего мира, все ненавистные поводы к спорам»); древнейшая редакция памятника часто обозначается в источниках как Pactus legis Salicae (лат. pactus — договор)[11][12][13][14][15].

Составители Салической правды исходили из практической цели зафиксировать лишь те положения обычного права, которые являлись трудными или спорными и потому нуждавшимися в письменном оформлении, или которые требовали строгого тарифного регулирования во избежание недоразумений при вынесении приговоров.

В связи с этим Правда не является полным изложением правовой системы салических франков и носит явно фрагментарный характер: в неё не были включены обычаи и процедуры, которые считались общеизвестными. В ряде памятников встречаются решения, вынесенные «по Салическому закону» (лат. secundum legem salicam), однако текст Правды не дает каких-либо оснований для этих решений, что указывает на то, что многие из обычаев салических франков так и не были кодифицированы[16][17].

Нормы Салической правды основывались преимущественно не на территориальномruen, а на личном принципе применения. Франки не могли реципироватьruen действовавшее в Галлии римское право, противоречившее их традициям и общественному строю, а с другой стороны, не были заинтересованы в дополнительных усилиях по введению среди завоеванного населения собственного обычного права, которое мало подходило для галло-римской цивилизации.

При таких обстоятельствах лучшим выходом из создавшегося положения оказалось решение придерживаться древнегерманского принципа «quemlibet sua lege vivere» («всякий человек волен жить по своему закону»), то есть предоставить каждому народу жить согласно его правовой системе, разумеется, при условии, чтобы эта мера не противоречила единству нового государства.

Таким образом, в условиях общего для всех судебного и административного устройства Салическая правда действовала в тяжбах между салическими франками; по делам галло-римлян применялся свод римского права — Кодекс Феодосия, среди других германских народностей, находившихся под властью Франкского государства, — их собственные варварские правды.

В случае смешанного процесса применение права по существу дела решал закон подсудимого или ответчика; Салическая правда содержит также немногочисленные нормы, регулирующие отношения с участием римлян. Для применения той или иной правовой системы решающее значение имел критерий рождения; к замужней женщине применялось право её мужа, а к вольноотпущенникам — то право, в форме которого произошел отпуск на волю[18][19][20].

Собрание капитуляриев франкских королей, опубликованное в 1677 году

Предлагаем ознакомиться:  Срок действия судебной задолженности по кредиту

Статуя Карла Великого в Ахене

По общепринятому мнению исследователей, древнейший из известных текстов Салической правды состоит из 65 титулов. Остальные титулы являются позднейшими добавлениями и изданы в форме шести капитуляриевмеровингских королей. Поскольку эти капитулярии рассматриваются как логическое продолжение текста Салической правды, нумерация их титулов в позднейших научно-критических изданиях начинается с цифры 66.

Современная нумерация меровингских салических капитуляриев осуществлена К. А. Экхардтом. Капитулярий I[прим 1] (титулы 66—78) издан самим Хлодвигом, то есть датируется временем до 511 года. Капитулярий II[прим 2] (титулы 79—93), также именуемый Договором о соблюдении мира государей Хильдеберта и Хлотаря (лат.

Pactus pro tenore pacis domnorum Childeberti et Chlotarii regum), относится к промежутку между 511 годом (год смерти Хлодвига I) и 558 годом (год смерти Хильдеберта I). Капитулярий III[прим 3] (титулы 94—105) издан в последние годы правления королей Хильдеберта и Хлотаря. Капитулярий IV[прим 4] (титулы 106—116) или эдиктХильперика (лат.

Edictum Chilperici), датируется в целом временем этого короля (561—584). Капитулярий V[прим 5] (титулы 117—133), возможно, был издан чуть раньше эдикта Хильперика и возник во времена правления того же короля. Капитулярий VI, также известный как Декрет Хильдеберта II (лат. Decretus Childeberto), представляет собой самостоятельный закон, изданный для королевства Австразия;

Логотип Викитеки

время его издания датируется наиболее точно — 596 годом. Помимо капитуляриев, в эпоху Меровингов (во второй половине VI или начале VII века) были созданы два эпилога к Салической правде; они возникли официальным путем, будучи записями, сделанными в королевской канцелярии, и содержали краткую историю создания различных частей Правды вплоть до середины VI века.

В конце VI века был записан краткий пролог и в начале VIII века — длинный пролог к Салической правде; оба пролога отражали тенденцию к легитимации королевской власти не только на основе исторических событий, но и на основе цитат из других источников (например, Библии). К этой же эпохе относится составление частной работы «Sententiae de septem septenis», представляющей собой систематическое перечисление штрафов[21][22][23][24].

Системы престолонаследия

Наследование престола — это основа всей монархической цепи. Занять место правящего монарха может только его наследник или прямой родственник. Этот процесс регламентируется законами страны-монархии.

Существует три основные системы престолонаследия:

  • Салическая — предполагает передачу права правления только по мужской линии, женщины в качестве наследниц престола не рассматриваются.
  • Кастильская система отдает предпочтение мужчинам династии, но при отсутствии потомков мужского пола место монарха может занимать наследница.
  • Австрийская система полностью исключает женщин, престол может занимать мужчина, пребывающий в любой степени родства к монарху. Если потомков мужского пола нет, то тогда престолонаследие переходит женщине.
  • Арабские страны имеют свою систему престолонаследия — клановую. Глава монархии избирается на совете семьи.

Также системы престолонаследия могут отличаться для разных стран. В зависимости от региона и обычаев возведение на престол имело свои особенности. Например, в Монако совет семьи избирает правителя сроком на пять лет, африканская монархия Свазиленда при выборе престолонаследника принимает во внимание голос его матери, это отголосок матриархата.

Шведский взгляд на правопреемственность престола в корне отличается от остальных, наследником является первенец, вне зависимости от пола. Эти правила введены сравнительно недавно, с 1980 года, и уже приняты соседними государствами-монархиями. В России применялась лествичная система престолонаследия — горизонтальное наследование, право на престол сначала распределялось между братьями княжеского рода. Женщины не допускались к правлению.

Первым правителем Руси был Рюрик, он является первым из рода князей. Династия Рюриковичей правила около 700 лет. История государства Российского лежит у его истоков.

Лиственничная система престолонаследия — это право на престол следующего по старшинству в семье. Так, от старшего брата власть переходит младшему, а после — детям старшего брата и только потом – младшего. Название пошло от слова “лествица”, что означает восхождение, как по ступеням лестницы. Так в роду остаются правящие потомки, и те, кто выбывает из родового рода князей, потомки которых не рассматриваются как претенденты на трон. Выбывших называют “изгоями”, они не успели занять княжеский престол даже на короткое время.

1054-й — год создания лествичного права, которое было составлено Ярославом Мудрым.

Система престолонаследия по старшинству представителя рода просуществовала долгое время.

Основной проблемой при вступлении на престол старшего из семьи было то, что потомки правящего князя могли так и не занять место на троне, пока живы все братья их отца, князя.

В случае смерти правителя право управления государством переходило к его младшему брату, минуя детей. Только после смерти старшего родственника в семье власть переходила первенцу предыдущего князя. Такая путаница часто вызывала протесты и споры. Этим обуславливается вся сложность лествичной системы престолонаследия.

Междоусобные войны и противостояния уносили жизни целых городов и поселений. Вспышки борьбы за власть не прекращались. Только во времена сильных управителей можно было удержать трон.

Великим императором Всероссийским Петром I в 1722 году 5 февраля был издан “Устав о наследовании” престола. Так царь хотел обезопасить свои нововведения в укладе жизни двора и страны. Согласно новому закону, наследником престола мог стать любой, кого назовет правящий царь в своем завещании.

После смерти Петра I, который не оставил завещания после себя, начались разногласия и борьба за власть. В ходе дворцовых переворотов место на троне переходило от жены императора, Екатерины I, к его дочери Елизавете.

После восшествия на престол императора Павла I была введена кастильская система престолонаследия. Согласно ей, предпочтение в управлении государством отдавалось наследникам-мужчинам, но женщины также не исключались.

Датированный 1797 годом “Акт о престолонаследии” Павла I применялся до 1917 года. Такая система исключала борьбу за престол императора. Если по роду Романовых от старшего до младшего сына не было мужчин, то наследницей становилась женщина, также по старшинству рождения.

Этот документ регламентировал правила заключения супружеских союзов императорских семей. Женитьба могла признаваться недействительной, если прежде не была одобрена государем-императором. Совершеннолетие государя-наследника достигалось в шестнадцать лет, и опекунство над ним прекращалось. По достижении установленного Актом возраста наследник правил самостоятельно.

Важным моментом в избрании царя была принадлежность его к православной вере.

Издания и классификация текстов Салической правды

Старейшее печатное издание Салической правды, выпущенное около 1550 года

Начиная с эпохи Возрождения Салическая правда становится предметом интереса исследователей и издателей. Около 1550 года французский епископ Жан дю Тийеruen издал Правду вместе с некоторыми капитуляриями и другими текстами под заголовком «Libelli seu decreta a Clodoveo et Childeberto et Clothario prius aedita ac postremum a Carolo lucide emendata auctaque plurimum…».

В 1557 году немецкий гуманист и историк Иоганн Герольдrude издал в Базеле сборник варварских правд «Originum ac Germanicarum antiquitatum libri», куда включил текст Салической правды по ныне утраченной рукописи из Фульдского аббатства. В 1602 году Ф. Питуruen издал Салическую правду со своими комментариями.

Династия Рюриковичей

В 1613 году появилось франкфуртское издание филолога Ф. Линденброгаrude, в 1649 году — Г. Венделина. В 1665 году Салическая правда была издана под редакцией Ж. Биньонаruen в составе сборника франкских юридических образцов-формуляров — формул Маркульфаrude, в 1677 году Э. Балюзruen издал Правду в составе двухтомника «Capitularia regum Francorum».

Впоследствии Правда вместе с другими историческими источниками издавалась и изучалась деятелями немецкого Просвещения — И. Г. фон Экхардтом, И. Шильтеромrude, П. Георгишемrude, а также Т. Д. Виардойrude, Ф. Вальтером, Э. А. Фейербахомrude. В 1828 году вышел в свет французский перевод Салической правды, выполненный Ж. Пейре по изданию дю Тийе[32][33][10].

В течение XVI — начала XIX веков Салическая правда печаталась преимущественно по отдельным, случайно обнаруженным рукописям, причем по большей части издавалась лишь позднейшая редакция памятника — Эмендата. Издание Правды впервые было поставлено на научную основу французским юристом Ж.-М. Пардессю, который изучил более 60 рукописей памятника и в 1843 году опубликовал работу «Loi salique», где привел восемь последовательных редакций текста.

Несмотря на некоторые недостатки громоздкого издания Пардессю, оно легло в основу последующих научных изданий Правды. В 1846 году появилась работа «Древнее право салических франков» Г. Вайца, подготовленная им в качестве приложения к фундаментальной «Истории германских государственных учреждений»; выполнив тщательный анализ Салической правды, в заключении работы Вайц на основе данных Пардессю первым из ученых предпринял попытку реконструкции древнейшего текста памятника.

В 1850 году П. И. Меркельrude опубликовал сводный текст Правды, в котором были объединены восемь редакций и опущены разночтения; знаменитый Я. Гримм написал заключительную статью к изданию Меркеля, в которой дал исследование мальбергской глоссы. В 1874 году Я. Ф. Берендruen издал Правду вместе с салическими капитуляриями, в 1876 году увидел свет немецкий перевод Правды, выполненный К. Клементом.

В 1880 году появилось лондонское издание десяти текстов Правды под редакцией Я. Х. Гессельса, в 1898 году — издание Г. Геффкена. В Российской империи латинский текст Салической правды издавали Р. М. Губе (1867) и Д. Н. Егоров (1906); издание Егорова послужило источником для единственного полного перевода памятника на русский язык (1913; 2-е изд. 1950), выполненного сотрудниками кафедры всеобщей истории Казанского университетаН. П. Грацианским и А. Г. Муравьевым[34][35][36][37].

Предлагаем ознакомиться:  Как подать жалобу на мировую судью

Рюрик - первый правитель Руси

Салическая правда представляет собой один из наиболее распространенных в раннем Средневековье правовых памятников: на сегодняшний день известно более 90 рукописей, представленных с той или иной степенью полноты. Классификации рукописей Салической правды создавались и предлагались учеными XIX века по мере обнаружения и изучения все новых рукописей.

Наиболее полной классификацией до середины XX века считалось деление на пять семей рукописей, представленное Гессельсом в критическом издании 1880 года. К семье I этот ученый относил четыре рукописи, возникшие путем переписки не сохранившегося древнейшего текста в 65 титулов; к семье II причислялись компиляции текстов предыдущей семьи;

В XX веке немецкий институт Monumenta Germaniae Historica предпринял несколько попыток подготовить новое критическое издание Салической правды. После того, как известный правовед, издатель Рипуарской правды Р. Зом дважды отказался взять на себя издание Правды под эгидой Monumenta, оно было поручено историку М. Краммеруrude.

Публикация была подготовлена в 1912 году, но так и не увидела свет, поскольку сделанная Краммером попытка радикального изменения классификации рукописей была подвергнута резкой критике из-за серьезных ошибок в датировке и генеалогии текстов. После этого в течение десятилетий никто не брал на себя задачу подготовки нового издания Правды.

Лишь во второй половине столетия сотрудник Monumenta Germaniae Historica К. А. Экхардт подготовил и опубликовал трехтомное научно-критическое издание Салической правды (1953—1957; 2-е изд. 1962—1969). В своей работе Экхардт дал существенно пересмотренную классификацию рукописей памятника[40][41][42]:

  1. Pactus legis Salicae — текст из 65 титулов (семьи I и II по прежней классификации). Сюда входят следующие рукописи: 1) группа A1 — A4, исходная редакция создана в конце правления Хлодвига (507—511); 2) гипотетическая группа B, промежуточная между A и C, составлена при Теодорихе I в 511—533 годах; 3) группа C5 — C6, исходная редакция возникла при Гунтрамне (567—593) и Хильдеберте II (593—596).
  2. Lex Salica — текст делится на 100 титулов (семья III по прежней классификации), отчасти из-за стремления редактора разбить древнейшие 65 титулов на большее количество частей, отчасти из-за прибавления новых титулов. Сюда входят: 1) содержащая мальбергскую глоссу группа D7 — D9 (составлена при Пипине Коротком в 763—764 годах); 2) группа E11 — E16 (составлена при Карле Великом в 798 году и представляет собой переработку группы D, мальбергская глосса отсутствует)[прим 8].
  3. Lex Salica Karolina — текст из 70 титулов, составленный при Карле Великом в 802—803 годах. Сюда входит обширная группа K17 — K81; входящие сюда рукописи по прежней классификации именовались Эмендатой. К этой группе примыкают рукописи S82 и S83, являющиеся частной компиляцией IX века, а также состоявшая из 70 титулов рукопись V84, из которой сохранилось только два листа.
  4. Heroldina — текст-компиляция из 80 титулов, напечатанный в издании Герольда 1557 года на основании утерянной рукописи (или рукописей), а также на основании ряда рукописей Каролины.

Общая характеристика Салической правды

«Салическая правда — старейший немецкий кодекс». Работа Б. Круша

Салическая правда представляет собой наиболее обширный свод варварского законодательства. Дойдя до нашего времени во множестве списков, редакций и вариантов, записывавшихся на протяжении столетий, Салическая правда является одним из древнейших и богатейших источников по истории социально-экономических и правовых институтов древних германцев, в течение V—VI веков столкнувшихся с исчезающим античным обществом и создавших новый общественный строй в Западной Европе, в современной литературе относимый к эпохе германского железного века.

Институты Салической правды отличаются переходным характером: закон ещё знает рабов, но они уже не играют какой-либо решающей роли в экономике; полусвободные литы исключены из общины, но обязаны платить оброк и исполнять повинности; целый ряд норм в соответствии с германскими обычаями сохраняет привилегированное положение женщин, но во многих вопросах решение принимает уже семейный круг, а брак, который у древних германцев мог быть расторгнут по мотивированному требованию жены, здесь под влиянием христианства уже носит характер неразрывного союза, возможность расторжения которого не предусматривается.

По выражению С. С. Неретиной, Правда — «ценнейший памятник раннесредневековой культуры», которая «упорно отстаивает независимость» как от античности, так и от феодализма; этот текст свидетельствовал «о нарождении новой — неримской и неварварской цивилизации». Переходный характер носит сам язык, на котором написана Салическая правда — народная латынь с резко отличающимися от классической латыни склонениями, спутанными окончаниями слов и неправильными конструкциями фраз, в которых можно узнать первые зачатки старофранцузского языка[7][44][45][46].

Как и другие варварские правды, Салическая правда представляет собой не систематический сборник законодательных норм абстрактного характера, а судебник, состоящий из решений конкретных судебных случаев (казусов), закрепленных древней традицией и касающихся в основном регулирования общинного жизненного уклада, включая семейные и имущественные отношения.

Правда фиксирует древнегерманское обычное право, в течение многих столетий складывавшееся на правом берегу Рейна и подвергшееся влиянию новых социально-экономических и политических обстоятельств после завоевания германцами галло-римских территорий; основная часть памятника состоит в предписаниях о вергельде, уплачиваемом в качестве штрафа за убийство, посягательства на личность и индивидуальную собственность.

Даже когда в Правде формулируется более или менее обобщенная юридическая норма, она записывается в специфической наглядно-предметной форме, с указанием всех второстепенных деталей, вплоть до слов, выражений и жестов, которые должны были сопровождать соответствующую процедуру. Сюда же относится и крайний формализм Правды, предписывающей строгое соблюдение установленных действий и формул, часто ритуально-символического характера (например, бросание горсти земли в титуле LVIII или стебля в титуле XLVI);

Дошедший до нас текст Салической правды состоит из глав («титулов»), которые, в свою очередь, состоят из параграфов и позднейших изменений к ним; некоторые из изменений обозначены в ряде рукописей как «прибавления» (лат. Additamenta, Additum). Как отмечал Г. Бруннер, многие изменения были вставлены не в качестве оговоренных прибавлений, а прямо в основной текст;

об этом свидетельствует тот факт, что ряд норм не подходит к общей связи и названиям титулов, их содержание является новеллой по сравнению с остальными нормами или даже заимствован из других источников. В частности, самый первый титул Салической правды, трактующий о вызове в судебное заседание, принят явно позже, чем последующие титулы о краже свиней, рогатого скота и т. д.;

в титул XIV «О нападениях и грабежах» наряду с параграфами об ограблениях включены нормы об оскорблении мертвых; титулы «О краже лодок» и «О кражах на мельнице» помещены между титулами «О порче» и «О самовольном пользовании чужим конем» и т. д. Почти в центре Правды помещен сводный титул XXVII «О различных кражах», предваряющий серию новых норм о кражах, грабежах, убийствах и процессуальных вопросах безо всякой последовательности. Из-за этих особенностей текст памятника, носящий следы многочисленных вставок и изменений, не является монолитным[51][52].

Как акт консолидирующего характера, Салическая правда оказала влияние не только на законодательство Франкской империи вплоть до её распада, но и на правовую систему некоторых народов. В варварских правдах рипуарских франков, баваров, алеманновruen и других германских народностей можно найти большое количество правил, обычаев и институтов, заимствованных из Салической правды.

Карл Великий исходил из Салической правды как основы при своих законодательных реформах. По словам С. А. Муромцева, «франкское право составило в Германии в течение средних веков источник судебной практики и законодательства и подготовило эту страну к восприятию римского права»; историк Б. Крушrude даже опубликовал работу «Die Lex Salica das älteste deutsche Gesetzbuch», в которой назвал Правду старейшим немецким кодексом.

История царствования династии Романовых

Явные следы салических правовых институтов можно увидеть в сборниках обычного права других народов Европы; в XIX—XX веках ряд исследователей (Н. В. Калачов, М. П. Погодин, А. Н. Филиппов) допускали возможность определённого влияния этого правового памятника на отдельные положения Русской Правды. Салическая правда сыграла значительную роль в XIV веке во Франции и позже в других государствах при решении вопроса об отстранении женщин от престолонаследия[53][54][55].

Если историки XIX — начала XX веков в целом не подвергали сомнению положение о том, что Салическая правда, как и другие варварские правды, являлась реально применяемым источником права, то начиная с середины XX века некоторые ученые подняли вопрос о соответствии законодательных текстов Раннего Средневековья юридической и судебной практике.

В 1947 году французский историк С. Стейн опубликовал статью, в которой назвал Салическую правду подделкой в том смысле, что она «никогда не играла роли имеющего силу кодекса законов и не предназначалась для того своими составителями»; по мнению ученого, не существует ни одной официальной редакции Правды, а дошедшие до нас рукописи являются частными фальсификациями.

Нельзен указывал на факт значительных правовых пробелов в тексте памятника, а также на то обстоятельство, что франкские источники не содержат ни одной цитаты из Правды либо точной ссылки на её положения и что франкские судьи не могли применять Правду в силу незнания латинского языка. Представители традиционной точки зрения, возражая сторонникам ненормативной природы Салической правды, обращали внимание на то, что средневековые законодательные тексты невозможно судить по современным стандартам.

В частности, авторы коллективной монографии «Использование грамотности в раннесредневековой Европе» под редакцией Р. МакКиттерикruen подчеркивали взаимодополняемость и взаимное проникновение устных и письменных источников права: в эпоху Салической правды имела значение не форма подачи сообщения, а его содержание. По мнению С.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcreators

Кейнсаruen, функцией средневековых законодательных кодексов было «содействие в доставке на места информации о том, что постановил король, а не создание корпуса законодательства, на который можно было бы постоянно ссылаться». Отсутствие ссылок на Правду в юридических документах эпохи, скорее всего, объясняется тем, что судьи не видели необходимости в цитировании законов, а для тяжущихся сторон отсутствие цитат отнюдь не умаляло законность принятого решения, которое основывалось на власти и авторитете суда[56][57][58][59].

Парижская рукопись № 4404 — один из наиболее ранних текстов Салической правды
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector