Отношение молодежи к браку современное видение семьи

высшего
профессионального образования

Сибирский
государственный аэрокосмический университет

имени академика 
М. Ф. Решетнева 

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

Кафедра
истории и гуманитарных наук 

Контрольная
работа по социологии 

Отношение
современной молодежи
к семье и браку 

                  Выполнил:
                  студент гр.
                  ИЭЗУ-01

Красноярск,
2012 г.  

Содержание 

Введение

   Тема 
«Отношение студенческой молодежи к 
браку» выбрана не случайно. Учитывая
курс, который государства выбрало на
решение демографических проблем, повышение
рождаемости, здоровья населения, изучение
отношения молодежи к браку и семьи представляет
огромный интерес.

Отношение
к любви каждого поколения 
отражает в себе черты времени 
и психологии людей, несет отпечаток
условий жизни и нравственно-эстетических
принципов, сложившихся в данном обществе.
По мнению специалистов, непрочность современных
браков в значительной степени определяется
тем, что у молодежи не воспитывается истинное
уважение к институту семьи.

      Устойчивость 
брачно-семейных отношений зависит 
от готовности молодых людей к 
семейной жизни, где готовность к браку
понимается как система социально-психологических
установок личности, определяющая эмоционально
положительное отношение к семейному
образу жизни.

Важнейшая
социальная функция современной 
семьи – воспитание будущего семьянина,
то есть подготовка подрастающего поколения
к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено
усиливающимися негативными процессами:
деградацией семейного образа жизни, распространением
альтернативных форм брачно-семейных
отношений, снижением престижа семьи,
потребности иметь детей, ростом разводов
и внутрисемейного насилия.

Положение
молодежи в обществе, тенденции и перспективы
ее развития представляют для общества
большой интерес и практическое значение,
прежде всего потому, что они определяют
его будущее. Здесь существенное место
занимают отношение молодежи к браку и
семье как основной ячейке общества.

      В
большинстве регионов мира средний 
возраст вступления в брак повышается,
и в настоящее время в подростковом
возрасте в мире заключается браков
меньше, чем десять лет назад.

В
настоящее время в семейных отношениях
происходят значительные изменения. В 
моделях семьи отмечаются значительные
различия, отсутствует какое-либо свидетельство 
того, что формируется единая форма 
семейных отношений. Во многих странах 
все более широкое распространение
получает новый тип отношений — незарегистрированный
брак. Однако идеальным считается зарегистрированный
брак, при заключении которого супруги
совместно решают вопрос о числе детей.

      Тем
не менее, исследование ценностных ориентаций
молодежи показывает, что семья остается
основной ценностью для молодежи.

Предлагаем ознакомиться:  Как отказаться от страхования жизни при автокредите в русфинанс

      Молодые
люди ищут в семье своих родителей 
поддержку и опору в процессе
социализации, а свою будущую семью 
готовы строить на основе гуманистических 
и нравственных принципов, но испытывают
при этом огромный недостаток в психологических
знаниях и умениях. 

  1. Семья
    как социальный институт
    общества

                1.1
    Понятия «семья», «брак»,
    «гражданский брак»
    и брачно-семейные отношения

     Выявление
содержательной стороны отношения 
современной молодежи к семейной жизни
предполагает, прежде всего, обращение
к анализу таких базовых понятий, как «семья»,
«брак», «функции семьи», а также рассмотрения
феномена «гражданского брака».

Существует 
много подходов к интерпретации 
термина «семья». Так, в «Словаре русского
языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает
«объединение лиц, связанных родственными
или брачными узами»1. В «Философском
словаре» дается определение «семье»
как «виду социальной общности, важнейшей
форме организации личного быта, основанной
на супружеском союзе и родственных связях,
то есть на многочисленных отношениях
между мужем и женой, родителями и детьми,
братьями и сестрами и другими родственниками,
живущими вместе и ведущими общее хозяйство».
А.Г.

В
последние годы семью все чаще
называют специфической малой социально-психологической
группой, подчеркивая тем самым, что для
нее характерна особая система межличностных
отношений, которые в большей или меньшей
степени управляются законами, нравственными
нормами, традициями. Зарубежные исследователи
признают семью социальным институтом
только в том случае, если она характеризуется
тремя основными видами семейных отношений:
супружеством, родительством и родством;
при отсутствии одного из показателей
используется понятие «семейная группа».

«Семья
— это важнейшая форма организации 
личной жизни, вид социальной общности,
малая группа, основанная на супружеском
союзе, родственных связях или усыновлении,
т.е. на многосторонних отношениях между
мужем и женой, родителями и детьми, братьями,
сестрами, другими родственниками, живущими
вместе и ведущими общее хозяйство.

Семью
как социальную группу невозможно понять,
исходя из знания о ее членах, взятых в
отдельности. Семья является открытой,
постоянно развивающейся системой, имеющей
значительные адаптивные возможности.
Изменения в одном из элементов системы,
например во взаимоотношениях супругов,
сказываются на всей семье. Индивидуальные
дисфункции членов семьи являются отражением
системных нарушений»3.

«Брак
и семья – два наиважнейших
в нашей жизни понятия, определений которых
очень и очень много.  В зависимости
от культуры того или иного места эти понятия
могут различаться, но ясно одно – семья
и брак в главном своем значении подразумевают
под собой тесные взаимоотношения, в большинстве
случаев конечной целью которых является
рождение ребенка»4.

Предлагаем ознакомиться:  Образец заявления по бездействию следователя уголовному преступлению

Почему в главном
своем значении{q} Потому что супруги также
могут и не проживать друг с другом, и,
тем не менее, находиться в браке, или же
семья может существовать, даже если по
работе одному из супругов надо надолго
уехать. Брак, на протяжении истории своего
существования, прошел определенные стадии
развития — от полигамии к единобрачию.

  Схема
1.1 Типология брака 

Создаваемая
в браке семья сама укрепляет 
институт брака, наряду с нравами, регулирующими 
отношения собственности. К другим
потенциальным факторам устойчивости
брака относятся достоинство, тщеславие,
рыцарский дух, долг и религиозные убеждения.
Однако, хотя браки могут одобряться или
не одобряться свыше, они едва ли заключаются
на небесах.

Человеческая семья является
явно выраженным человеческим институтом,
эволюционным обретением. Брак есть общественный,
а не церковный институт. Конечно, религия
должна оказывать ощутимое воздействие
на брак, однако ей не следует пытаться
подчинить его своему исключительному
управлению и контролю. Семейные отношения,
брак всегда являлись важным моментом
в жизни людей.

                1.2
    Готовность молодых
    людей к семейной жизни
     

Необходимость
решения проблемы подготовки молодежи
к брачно-семейным отношениям обусловлена 
самой исторической ситуацией, сложившейся 
к началу третьего тысячелетия и 
характеризующейся осознанием новой 
системы ценностей, новой стратегией и
тактикой поведения человека, а, следовательно,
и новыми подходами к его образованию.
Наиболее важными нам представляются
следующие тенденции развития общества.

Во-первых,
современный этап общественной жизни 
сопровождается повышением требований
социальной среды к гибкости человеческого
мышления и поведения, к самостоятельности
и ответственности за свою судьбу и судьбы
других  людей, к осмысленности прохождения
жизненного пути, пониманию и разрешению
противоречий современного человеческого
бытия в его различных сферах, включая
брачно-семейную.

Во-вторых,
в нынешних условиях семья, переживающая
материальные и духовно-психологические 
трудности, не всегда может гарантировать 
полноценное выполнение своих функций,
которое является необходимым условием
для сохранения преемственности поколений,
развития личности и общества в целом,
общественной стабильности и прогресса,
и поэтому именно образование должно поддержать
личность в период сознательного и ответственного
поиска жизненных идеалов.

В-третьих,
существует вопрос об изменении отношения 
к семье, а именно — о необходимости 
рассматривать семью как самоценность.
При этом на первый план выдвигаются 
морально-этические качества партнеров,
проблема удовлетворенности браком,
требования супругов друг к другу. Успешность
брака и стабильность семьи в первую очередь
зависят от личностной готовности вступающих
в брак индивидов, их способности к саморазвитию,
самосовершенствованию.

Предлагаем ознакомиться:  Расторжение церковного брака. История вопроса

     Совместимость
молодых людей, вступающих в брак, является
важным условием для создания стабильной
и благополучной семьи5.

       1) Формирование
определенного нравственного комплекса
– готовность личности принять на себя
новую систему обязанностей по отношению
к своему брачному партнеру, будущим детям.
Формирование этого аспекта окажется
связанным с распределением ролей между
супругами.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcopyrightru

       2) Подготовленность
к межличностному общению и сотрудничеству.
Семья является малой группой, для нормального
ее функционирования требуется согласованность
ритмов жизни супругов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector