Период погашения дебиторской задолженности

Состояние расчетов, размеры и качество задолженности, с одной стороны, оказывают непосредственное влияние на финансовое положение организации, а с другой — являются следствием (проявлением) этого положения.

Анализ состояния расчетов производят по данным бухгалтерского баланса (форма №1), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) с привлечением дополнительных источников информации: справок и расшифровок бухгалтерии, регистров синтетического и аналитического учета.

Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а, следовательно, и на финансовое состоя­ние предприятия оказывает увеличение или уменьшение деби­торской задолженности. Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотри­тельной кредитной политике предприятия по отношению к по­купателям, либо об увеличении объема продаж, либо неплате­жеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет сокращения периода ее погашения.

Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьше­нием отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно, а снижение — положительно.

Направления решения проблемы нахождения показателя вне нормативных пределов

Период погашения дебиторской задолженности (англоязычный аналог – Days’ Sales in Receivables, Accounts Receivable Turnover in Days) – индикатор эффективности отношений с клиентами, который показывает, как долго последние погашают свои счета. Коэффициент дает представление о платежной дисциплине покупателей. Он рассчитывается как соотношение произведения количества дней в году на среднегодовую дебиторскую задолженность к сумме продаж.

Используя этот показатель, аналитик может определить эффективной управления дебиторской задолженностью. Например, если в компании установлен максимальный срок товарного кредитования покупателей в размере 15 дней, то период погашения дебиторской задолженности не должен быть выше этого значения.

Значение желательно сравнивать со значениями конкурента. Для сравнения стоит выбирать компании одинакового размера, например, по критерию стоимости активов. Этот тип сравнения может производиться и при внутреннем, и при внешнем анализе.

Связанные материалы

Также стоит рассмотреть значение показателя в динамике. Уменьшение показателя говорит о том, что клиенты отвлекают финансовые ресурсы компании на меньший срок. Однозначно утверждать о том, хорошая это тенденция или плохая невозможно – если компания использует товарное кредитование как часть маркетинговой стратегии, то дебиторская задолженность компании будет увеличиваться, однако это приведет к увеличению уровня сбыта.

Для формирования однозначных выводов необходимо также провести анализ качества дебиторской задолженности, рассчитать экономическую эффективность товарного кредитования (сравнить прирост прибыли из-за предоставления товарных кредитов и размер процентных платежей за использование кредитных ресурсов для финансирования дебиторской задолженности (или упущенную выгоду от возможности разместить эти средства, например, на депозитном счете в банке).

Таблица 1. Нормативное значение показателя периода погашения дебиторской задолженности в разрезе сферы деятельности, дней

Для того, чтобы период погашения дебиторской задолженности был контролируемым, необходимо подготовить комплексную стратегию управления дебиторской задолженностью покупателей. Элементами стратегии являются: наценка на товар за использование товарного кредита, штраф в случае несвоевременного погашения обязательств, разделение покупателей на группы и выбор тех, с которыми компания согласна сотрудничать без оплаты в момент поставки, алгоритм работы в случае возникновения прострочки.

➡️   Наследственные дела и споры судебная практика примеры

Период погашения дебиторской задолженности = (360*Среднегодовая сумма дебиторской задолженности) / Выручка (1)

Период погашения дебиторской задолженности = 360/ Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности (2)

Среднегодовой объем дебиторской задолженности (наиболее правильный способ) = Сумма значений дебиторской задолженности на конец каждого рабочего дня / Количество рабочих дней (3)

Среднегодовой объем дебиторской задолженности (при наличии только ежемесячных данных) = Сумма значений дебиторской задолженности на конец каждого месяца / 12 (4)

Среднегодовой объем дебиторской задолженности (при наличии только годовых данных) = (Дебиторская задолженность на начало года Дебиторская задолженность на конец года) / 2 (5)

Компания ОАО «Веб-Инновация-плюс»

Единица измерения: тыс. руб.

Баланс На 31 12 2016 На 31 12 2015 На 31 12 2014
Активы
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Дебиторская задолженность за поставленные товары и услуги 98 69 37
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ II 351 344 268
Баланс 503 555 413
Отчет о финансовых результатах На 31 12 2016 На 31 12 2015
Выручка 1293 863

Период погашения дебиторской задолженности (2016 г.) = (360*(98/2 69/2))/1293 = 23,25 дней

Период погашения дебиторской задолженности (2015 г.) = (360*(37/2 69/2))/ 863 = 22,11 дней

Данные показывают, что, в общем, политика управления дебиторской задолженность является качественной и средний период погашения дебиторской задолженности остается на стабильном уровне в ОАО «Веб-Инновация-плюс». Следует заметить, что размер дебиторской задолженности растет пропорционально объему сбыта в 2015-2016 г. Таким образом, работа компании за этим направлением является эффективной.

Погашение и списание дебиторской задолженности Погашение дебиторской задолженности происходит, если должник рассчитался с компанией.

Если она останется числиться в учете, это приведет к искажению данных бухгалтерской отчетности.

Списание задолженности не означает ее аннулирование. Сумму долга отражают на забалансовом счете 007

Каждый субъект хозяйствования стремится продать свои товары (услуги).

При накоплении неоплаченных счетов необходимо контролировать, анализировать и прогнозировать финансовое состояние организации.

Нужно следить за сроками возврата долгов.

При проведении анализа финансовых результатов, для оценки устойчивости предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективах, применяется такой коэффициент, как средний период погашения дебиторки.

 DSO  это средний период погашения дебиторки, выраженный в днях
 DAP  это длительность одного периода, выраженная в днях
 AR  это дебиторская задолженность в рублях
 NS  выручка от продаж, в рублях

Пример расчета. Длительность одного отчетного периода в компании составляет 365 дней. Дебиторская задолженность по состоянию на начало отчетного периода – 50 млн. рублей, а на конец – 70 млн. рублей.

Выручка от всех видов реализации товаров и исполнения услуг соответственно – 350 и 400 млн. рублей. Необходимо рассчитать изменение коэффициента периода погашения дебиторской задолженности.

➡️   Как заполнить 3-НДФЛ на налоговый вычет за покупку квартиры

Предлагаем ознакомиться:  Подсудность по месту нахождения ответчика апк рф

Решение. Определяем коэффициент на начало отчетного периода:

  • DSO = 365 * (50 / 350) = 52,14 дней.

Определяем коэффициент на конец отчетного периода:

  • DSO = 365 * (70 / 400) = 63,88 дней.

Теперь определяем изменение коэффициента периода на начало и конец отчетного периода:

  • DSO конечное / DSO начальное = 1,2252, что составляет 22,52 %.

Ответ. Коэффициент периода погашения дебиторской задолженности за один год увеличился на 22,52 %.

Управление дебиторской задолженностью российских компаний

Для возвращения просроченных долгов организации прибегают к различным действиям. Если контрагент действительно переживает временные трудности, то стороны договариваются о рассрочке или решают вопрос путем бартерного обмена.

Иногда переговорный процесс не приносит желаемого результата. Тогда договор передается в юридический отдел, либо компания прибегает к услугам сторонних юристов. На этом этапе принимается решение о целесообразности взыскания недополученных средств в судебном порядке.

Оценка платежеспособности покупателя — понятие вероятностное и не всегда показывает реальное положение дел. Поэтому многие компании предпочитают страховать дебиторскую задолженность, перекладывая свои риски на плечи страховщика.

С 22 апреля по 15 мая 2013 года в МОСИ проводится Республиканская олимпиада по информатике среди школьников.

6-8 мая 2013 года Межрегиональный открытый социальный институт при поддержке Министерства образования и науки Республики Марий Эл проводит II Всероссийскую научно-практическую конференцию на основе очно-заочного интернет-форума «Рыночная трансформация экономики России: проблемы, направления, пути развития», посвященную актуальным проблемам современной экономики и роли науки в ускорении и оптимизации современных социально-экономических преобразований.

10 – 11 апреля 2013 года Межрегиональный открытый социальный институт при поддержке Министерства образования и науки Республики Марий Эл проводит II Всероссийскую научно-практическую конференцию на основе очно-заочного интернет-форума «Миссия менеджмента: эффективная стратегия – XXI век», посвященную актуальным прикладным и теоретическим проблемам современного менеджмента, его месту и значению в современном обществе, а также проблемам смежных отраслей знаний.

Многие из вас слышали о таких терминах как дебиторская и кредиторская задолженность, однако, не все знают, что это на самом деле, давайте разбираться вместе. Дебиторская задолженность – это деньги, де-юре принадлежащие предприятию, но де-факто еще не поступившие на его счета от должников. Если абстрагироваться от деталей, то увеличение дебиторской задолженности может косвенно говорить о повышении темпов роста предприятия, примерно так можно трактовать этот факт.

Тем не менее, здесь есть немаловажный аспект о реальном росте росте можно будет говорить только в тех условиях, когда дебиторы (должники) в погашают свои долги перед предприятием в назначенный срок. Только в этом случае у компании не будет проблем с погашением собственной кредиторской задолженности.

Управление дебиторской предполагает: — определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции; — анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты; — контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;

➡️   Ответственность за передачу управления автомобилем лицу, не имеющему прав на управление автомашиной

Вы столкнулись с вопросом: что такое дебиторская?

В этой статье постараемся как можно проще и полнее описать данное понятие.

Любая организация рано или поздно сталкивается с дебиторской.

Дебиторская – это сумма долгов (), причитающаяся организации со стороны покупателей или других дебиторов, которую организация рассчитывает получить в определенные (установленные или оговоренные) сроки.

Что такое дебиторская и кредиторская задолженность?

Независимо от того, имеем ли мы отношение к бухгалтерскому учету, практически все сталкивались с такими понятиями как дебиторская и кредиторская задолженность. Давайте более подробно рассмотрим эти два понятия. «Дебиторка» возникает тогда, когда товары были проданы, а услуги оказаны, но денежные средства еще не получены от покупателей.

Проще говоря, дебиторская задолженность – это то, что должны вам.

Этот вид задолженности является имуществом предприятия, и, следовательно, предприятие имеет имущественные права по требованию возврата принадлежащих ему средств.

Если дебиторская задолженность значительно ниже задолженности кредиторской, это может негативным образом сказаться на финансовых показателях и на работе предприятия в целом.

Чтобы этого не допустить, необходимо вовремя взыскивать средства со своих должников.

Дебиторская задолженность — это деньги компании, которые ей еще не отдали. Увеличение дебиторской задолженности можно расценивать как наращивание темпов роста компании, главное – чтобы дебиторы вовремя погашали свои долги, тогда не возникнет проблем с погашением собственной задолженности перед кредиторами.

Кредиторская задолженность служит противоположным явлением дебиторской задолженности.

Существует множество критериев, по которым можно разделить дебиторскую задолженность на несколько видов и даже подвидов. Целесообразно начать с так называемой временной классификации.

Итак, в зависимости от сроков погашения суммы долга дебиторская задолженность делится на: Текущую или краткосрочную задолженность — сюда относятся долги, которые должны быть погашены в течение финансового года; Долгосрочную задолженность – к ней относятся выплаты, ожидаемые не ранее чем через год.

Дебиторская задолженность – это финансовые и товарные активы компании, работающие на контрагента в результате сделки, договора и т.п. В роли контрагента могут выступать покупатели, подрядчики и другие подотчетные лица.

Дебиторская относится к имуществу компании (ее активам) и подлежит инвентаризации независимо от срока погашения. Предприятие «MAX» специализируется на изготовлении строительных смесей.

1. При расчете показателя необходимо учитывать только дебиторскую задолженность, которую формируют клиенты компании, то есть дебиторскую задолженность за поставленные услуги и товары. Прочая дебиторская задолженность, которая не относится к этой категории, не должна включаться в расчет.

2. Значение показателя может быть обманчивым, если существует сильное влияние сезонного фактора или компания использует обыкновенный бизнес-год (с января по декабрь). Период погашения дебиторской задолженности будет, как правило, заниженным, так как фактический объем продаж в конце года будет ниже, чем в средний объем продаж в течение года.

3. Часто при внешнем анализе бывает проблематично узнать причину повышения или снижения значения показателя без доступа до внутренней информации.

Остались вопросы? Спросите юриста, это бесплатно!


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Юридический справочник