Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)

Методика проведения специальной оценки условий труда 33Н 2019

Кто и когда обязан проводить специальную оценку условий труда

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово).

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

к меню ↑

к меню ↑

Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также Индивидуальные предприниматели ИП, принявшие на работу сотрудников.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

Примечание: Статья 3 Закона № 426-ФЗ.

в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

При отсутствии несчастных случаев на производстве и выявленных профзаболеваний срок действия декларации СОУТ продлевается еще на пять лет. Должен ли работодатель представить в трудовую инспекцию какие-либо документы, которые подтвердят сроки продления декларации и дату проведения очередной спецоценки условий труда{q} На этот вопрос Минтруд ответил в письме от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968.

Методика проведения специальной оценки условий труда 33Н 2019

Если за время действия декларации не произошло несчастных случаев или не было выявлено профзаболеваний, то срок ее действия автоматически продлевается на пять лет. Срок проведения специальной оценки условий труда на задекларированных рабочих местах также переносится на пять лет. Документально подтверждать сроки продления декларации и проведения очередной плановой спецоценки условий труда не требуется.

Примечание

: Постановление Верховного суда РФ от 09.08.2016

№ 57-АД16-5

Спецоценку нужно провести в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест. Такой порядок следует из положений статьи 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Трудовые инспекторы оштрафовали компанию по статье 5.27.1 КоАП РФ на сумму 60 000 руб. за то, что она не провела спецоценку. Верховный суд отменил решение о штрафе, поскольку инспекторы не учли специфику рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием компании.

  1. в компании нет рабочих мест, в отношении которых нужно как можно скорее провести спецоценку. Такие рабочие места перечислены в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
  2. у компании нет оснований проводить внеплановую спецоценку. Она проводится в случаях, установленных в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Судьи указали, что компания вправе провести спецоценку своих рабочих мест поэтапно. Главное, завершить ее до 31 декабря 2018 года.

Компенсации и льготы устанавливают по результатам СОУТ (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Однако до тех пор, пока на рабочем месте не провели спецоценку, льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях устанавливают на основе списков профессий и производств.

1. Можно самостоятельно отнести условия труда к вредным и установить сотрудникам компенсации на основании списка, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22, и включить соответствующие условия в трудовой договор. А после проведения специальной оценки в трудовой договор нужно будет внести изменения на основании результатов оценки.

Право на досрочную пенсию сотрудника зависит от 2-х условий:

  • признания по результатам специальной оценки условий труда вредными;
  • факта уплаты страховых взносов работодателем.

Это правило применяется с 01.01.2013 года. Соответственно вопрос о включении периода работы в льготный стаж до проведения СОУТ остается спорным, есть вероятность, что сотруднику свое право нужно будет отстаивать в суде. В связи с чем СОУТ нужно провести как можно скорее. Если Вы укажете в трудовых договорах сотрудников, что условия их труда являются вредными, Вы можете включить эти должности в свой «Перечень льготных профессий, при этом нужно будет отчислять страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, как в случае, если специальная оценка не проведена.

2. Можно указать в трудовом договоре, что условия труда являются допустимыми, и не устанавливать компенсации, а после проведения специальной оценки внести изменения в трудовой договор. Однако в этом случае данный период работы не будет включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

При этом следует учесть, что в случае отнесения условий труда к вредным или опасным право на получение соответствующих компенсаций у сотрудника возникнет с момента приема его на работу на данное рабочее место, а не с момента завершения спецоценки. Соответственно, если сотруднику, например, будет положен дополнительный отпуск, он будет полагаться за весь период со дня приема на это рабочее место.

Примечание

: Некоторые авторы указывают на то, что при отсутствии аттестации рабочих мест и специальной оценки данные об условиях труда на рабочем месте в трудовой договор вносить не нужно. Однако данная позиция противоречит положениям

ст. 57 ТК РФ

, согласно которой данные об условиях труда являются обязательными для включения в любой трудовой договор и никаких отлагательных условий при внесении данных изменений в ст. 57 ТК РФ законодатель не вносил. Из чего следует, что формальное отсутствие описания условий труда на рабочем месте работника уже является нарушением трудового законодательства, за что работодатель может быть привлечен к ответственности.

Спецоценку условий труда нужно проводить даже на временных (созданных на срок менее 12 месяцев) или сезонных рабочих местах. Об этом, а также о том, когда проводить оценку, Минтруд России напомнил в письме от 20.08.17 № 15-1/ООГ-2410.

На рабочих местах сотрудников, кроме надомников и “удаленщиков”, специальная оценка проводится в обязательном порядке. В связи с этим работодатель должен проводить спецоценку в том числе на временных или сезонных рабочих местах. Сделать это можно в период осуществления на таких местах производственной деятельности.

к меню ↑

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Предлагаем ознакомиться:  Налог на землю под многоквартирным домом для юридических и физических лиц: как начисляется и кем уплачивается

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

Методика проведения специальной оценки условий труда 33Н 2019

к меню ↑

Методика проведения СОУТ 33н с изменениями на 2019 год представляет собой дополненный документ по сравнению с первоначальной редакцией 2014 года. Основные дополнения:

  1. Полностью переработан пункт 29 Методики, существенно расширив принципы отнесения воздействий биологических факторов на определение условий труда.

  2. Введены новые III и IV группы патогеннов биологических вредных и опасных факторов.

  3. В классификаторе вредных и опасных факторов из общей группы патогенных микроорганизмов в отдельную группу выделены условно-патогенные микроорганизмы.

  4. Для работников метрополитена и другого персонала трудящегося под землей выделены вредные производственные факторы по искусственному освещению.

Изменения не затронули периодичность проведения специальной оценки условий труда, она по прежнему составляет 5 лет.

Как сэкономить на спецоценке условий труда, как получить ВОЗМЕЩЕНИЕ в ФСС

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию декларацию соответствия. Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.

Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.

Согласно пункт 3 статьи 17 Закона РФ “О специальной оценке условий труда” от 28.12.2013 № 426-ФЗ. в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя – индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя – юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

Все документы должны быть оформлены надлежащим образом и содержать достоверную информацию. У заявителя на день подачи документов не должно быть задолженности по уплате страховых взносов, непогашенных пени и штрафов. Подробнее …

Подготовка к проведению СОУТ

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafety

Организация проведения специальной оценки условий труда определяется статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор с организацией, правомочной проводить СОУТ (требования к таким организациям изложены в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ).

Работодатель своим приказом обязан образовать и возглавить комиссию по СОУТ, в состав которой должны войти:

  • председатель – представитель работодателя (у ИП – лично ИП);

  • специалист по охране труда (если такого в штате нет – придется заключить договор со сторонним специалистом);

  • представители профсоюза (если есть, если профсоюза нет – включать не надо);

  • другие специалисты работодателя по его усмотрению.

Количество членов комиссии вместе с председателем должно составлять нечетное количество.

Представители организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ в число членов комиссии не входят.

Работодатель определяет сроки проведения спецоценки условий труда своим приказом и графиком.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Примечание: Статья 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма. Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать.

Минимальное число участников комиссии законом не установлено, оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество. Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 2 ст. 8, п. 1, 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, ч. 8 ст. 20 ТК).

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 1, 3 и 4 статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytabout

к меню ↑

Порядок формирования результатов оценки предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Предлагаем ознакомиться:  Навязывание страхования при кредите - жизни

к меню ↑

Что должен сделать работодатель по итогам спецоценки труда{q} По результатам утверждения отчета о специальной оценке работодателю потребуется:

  • ознакомить работников с результатами оценки (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);
  • разместить результаты на своем сайте при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ);
  • сообщить в ФСС сведения о результатах спецоценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Если компания провела спецоценку, возможно, ей придется внести изменения в трудовые договоры с сотрудниками.

Внести изменения в трудовой договор с работником нужно, если условия труда на его рабочем месте изменились. Например:

  1. при заключении трудового договора условия труда были оптимальными или допустимыми (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны вредными или опасными;
  2. условия труда были вредными или опасными (подтверждено результатами аттестации рабочих мест), а по результатам спецоценки они признаны оптимальными или допустимыми.

В первом случае работодатель обязан предоставить работнику гарантии и компенсации за работу в новых условиях труда, а во втором — работник лишается гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Организация в описанной ситуации должна заключить допсоглашения к трудовым договорам с работниками. В них отразите: характеристику условий труда на рабочих местах, режим работы, повышенную оплату труда за работу во вредных условиях, порядок предоставления и продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска; обеспечение лечебно-профилактическим питанием, обязательный медосмотр и т. д.

В Законе нет требований о содержании приказа, который издается по результатам спецоценки. Поэтому компания вправе отразить в нем ту информацию, которую сочтет необходимой.

В определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть, если на этапе ИДЕНТИФИКАЦИИ потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) НЕ ВЫЯВЛЕНОих наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст.

Внимание!

Если же по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (1 и 2 класс соответственно) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям не осуществляется (Письмо МинТруда РФ

В соответствии со статьей 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

к меню ↑

Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 5 раздела II формы-4 ФСС, утвержденной приказом Минтруда России от 26 сентября 2016 г. № 381н.

В график включается перечень рабочих мест, на которых будет произведена идентификация потенциально опасных факторов.

График СОУТ целесообразно утвердить приказом.

После проведения изложенных мероприятий можно приступать непосредственно к проведению самой процедуры.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Согласно статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Примечание: Статьи 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест {q} В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

к меню ↑

Согласно методике проведения СОУТ все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может:

  • требовать обоснования соответствующих результатов;

  • обжаловать результаты в федеральную инспекцию труда.

Кроме того, работодатель обязан:

  • предоставить представителям организации необходимые им сведения, которые могут характеризовать условия труда на рабочих местах, включенные в график проведения спецоценки;

  • никаким образом не мешать представителям организации осуществлять замеры и исследования.

Поэтому данный раздел освещает порядок действий специалистов и экспертов приглашенной организации, которые хоть формально и включены в состав комиссии, но действуют самостоятельно.

Согласно методике при проведении идентификации учитываются:

  • характеристики оборудования и сырья, используемые в трудовом процессе;

  • результаты ранее проведенных исследований и измерений;

  • случаи производственного травматизма или профессиональных заболеваний;

  • предложения самих работников.

Перечень факторов, подлежащих идентификации, формируется комиссией на основании государственных нормативов по охране труда.

Идентификация осуществляется экспертом приглашенной организации и проводится путем выявления и сравнения наименований выявленных факторов, факторам, изложенных в классификаторе к Приказу 33 н.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertise

Если вредных или опасных факторов не выявлено, эксперт фиксирует этот факт в заключении, а сведения об условиях труда на данном рабочем месте подлежит внесению в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые:

  • включены в списки, по которым осуществляется досрочное назначение пенсии по возрасту;

  • при поступлении на работу, устанавливаются специальные льготы и компенсации;

  • уже были идентифицированы, как имеющие вредные или опасные производственные факторы.

Если эксперт обнаруживает совпадения по наименованиям, он признает их вредными или опасными и назначает проведение исследования на предмет их фактическим величинам.

Такое исследование проводится испытательными лабораториями, аккредитованными установленным порядком.

Результаты таких исследований оформляются специальными протоколами, которые должны содержать:

  • полное наименование организации, проводящей СОУТ, ее регистрационный номер, сведений об аккредитации;

  • номера протокола (должен быть на каждой странице вместе с номером страницы);

  • полное наименования работодателя включая его местонахождение;

  • индивидуальный номер рабочего места, наименование должности, профессии или специальности работника, занятого на данном рабочем месте;

  • наименования вредного или опасного фактора и другие сведения, предусмотренные пунктом 16 Методики 33н.

Классификация или отнесение того или иного вредного производственного фактора производится опять же экспертом приглашенной организации и проводится в отношении:

  • химических, биологических и виброакустических факторов;

  • аэрозолей;

  • параметров микроклимата;

  • световой среды;

  • ионизирующих и неионизирующих излучений;

  • интенсивности и напряженности трудового процесса;

  • комплекса воздействующих факторов.

Вся классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV методики, утвержденной приказом 33н, и по подразделяется на четыре класса:

  • оптимальный;

  • допустимый;

  • вредный (включает четыре подкласса);

  • опасный.

Результаты отнесения формируются в соответствии с Приложениями к разделу IV на основании соответствующих нормативных величин.

Работодатель в свою очередь может потребовать снижения класса отнесения условий труда на рабочем месте, например, если его работники используют эффективные средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию, условия труда (в зависимости от конкретных величин) могут быть признаны вредными не 4 степени, а скажем 2 степени.

Предлагаем ознакомиться:  Дисциплинарная ответственность работников ао трудовому законодательству рф

Методика снижения класса вредности утверждена приказом Минтруда от 05.10.2014 № 976н.

Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета (Приложение № 3 к методике 33н) в строгом соответствии со статьей 15 закона 426-ФЗ.

Отчет составляет организация, проводившая СОУТ.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdev

Отчет подписывают все члены комиссии.

Отчет утверждается председателем комиссии.

Член комиссии, который не согласен с результатами спецоценки имеет право написать особое мнение, которое необходимо приложить к отчету.

Со дня утверждения отчета работодатель обязан:

  • в течение трех рабочих дней уведомить организацию, проводившую СОУТ;

  • не позднее 30 дней ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки под роспись;

  • не позднее 30 дней разместить, при наличии сайта в сети Интернет, сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Поэтапная специальная оценка условий труда, оценка для временных рабочих мест

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Примечание: Статья 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

к меню ↑

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.

к меню ↑

О чем забывают инспекторы, штрафуя компании за не проведение СОУТ

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2019 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена статьей 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • Организации: предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. рублей; штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
  • Индивидуальные предприниматели: предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
  • Должностные лица: предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. рублей; штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).

к меню ↑

к меню ↑

Верховного Суда в Постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 отменил решения судов общей юрисдикции о правомерности наложении штрафа в размере 60 тыс. рублей на общество, не прошедшее спецоценку.

Нормы закона о СОУТ разрешают проводить указанную процедуру поэтапно и завершить ее к 31.12.2018. Есть исключения.

Во-первых, данный порядок не касается рабочих мест с вредными и опасными факторами, а также специальностей, дающих право на досрочную пенсию. Кроме того законом предусматривается проведение незапланированных СОУТ.

Однако инспектор, налагая штраф, не исследовал, есть ли в штате общества указанные рабочие места. Также контролеры не проверили, имелись ли основания для проведения оценки вне плана. Это послужило поводом для отмены штрафа.

В случае не проведения специальной оценки условий труда согласно статье 5.27.1 КоАП, на работодателя налагается штраф от 60 000 до 80 000 рублей за каждое рабочее место для юридических лиц.

При повторном нарушении работодатель будет оштрафован от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Внеплановая специальная оценка условий труда

Статья 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ говорит, что внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  1. ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  3. изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  4. изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. Если же речь об обстоятельствах из пунктов 2, 4–7, то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.

Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.

к меню ↑

На вновь организованном рабочем месте нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда. Причем не имеет значения, на какой срок это рабочее место создается. Письмо Минтруда от 07.06.2017 № 15-1/ООГ-1568

Не проводить спецоценку можно только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, не являющимися ИП.

Поэтому, на вновь организованных рабочих местах сотрудников, не относящихся ни к одной из этих категорий, проведение внеплановой спецоценки обязательно. В том числе, в случае, когда речь идет о временном рабочем месте (т.е. созданном на срок менее 12 месяцев). При непроведении спецоценки работодателю грозит, как минимум, предупреждение, а при менее благоприятном исходе – штраф согласно (п.2 ст.5.27.1 КоАП).

Если рабочее место сотрудника переносится из одного помещения в другое, работодатель обязан провести внеплановую проверку условий труда на новом рабочем месте. Об этом напомнил Минтруд России в письме от 02.11.17 № 15-1/ООГ-2982. (формат .doc)

Под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем в новом помещении не осуществлялся.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcopyright

к меню ↑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector