Право на получение прибыли

Глава 12. Информация в системе формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов

Проект N 372560-3

Вноситсядепутатом Государственной ДумыФедерального СобранияРоссийской ФедерацииВ.К.Гартунгом

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

Граждане России имеют право на получение доходов от использования природных ресурсов Российской Федерации.Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан России от использования природных ресурсов Российской Федерации (далее — доходы граждан от природных ресурсов или средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов), определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность участников отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, устанавливает основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов

Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов (далее — уполномоченный федеральный орган), а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — также иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

1. Уполномоченный федеральный орган определяется Правительством Российской Федерации.

2. Уполномоченный федеральный орган осуществляет свою деятельность на основании утверждаемого Правительством Российской Федерации положения.

3. Уполномоченный федеральный орган выполняет следующие функции:1) осуществляет контроль за соблюдением специальными субъектами законодательства о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;2) принимает в пределах своей компетенции обязательные к исполнению гражданами Российской Федерации и специальными субъектами нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

3) проводит конкурс по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Фондом прав граждан договора об оказании услуг специализированного депозитария;4) направляет специальным субъектам запросы о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

5) организует проведение проверок специальных субъектов и осуществляемой ими деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, на предмет ее соответствия требованиям законодательства о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

6) выдает специальным субъектам предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;В случае если необходимость выдачи указанных предписаний связана с вмешательством в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченный федеральный орган направляет обращение о выдаче предписаний в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который в свою очередь обязан безотлагательно согласно указанному обращению направить соответствующее предписание специальному субъекту.

7) рассматривает отчетность специальных субъектов и аудиторские заключения на нее;8) публикует в общероссийских средствах массовой информации ежегодную отчетность специальных субъектов и аудиторские заключения на нее в составе и объеме, определяемом Правительством Российской Федерации;9) обращается в суд с исками о защите прав и законных интересов участников отношений в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

3. Нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа не могут противоречить нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и ранее принятым нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять регулирование и контроль профессиональной деятельности специальных субъектов.

1. Ведение Фондом прав граждан общего бухгалтерского (финансового) учета, персонифицированного учета распределения и выплаты средств, составляющих доходы граждан от природный ресурсов, по каждому получателю (далее — персонифицированный учет), а также бухгалтерская (финансовая) отчетность Фонда прав граждан подлежат ежегодной проверке Счетной палатой Российской Федерации.

2. Ведение бухгалтерского (финансового) учета иными специальными субъектами и их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат ежегодному аудиту в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Необходимость проведения аудита в соответствии с требованиями настоящей статьи не освобождает специальных субъектов от обязанности предоставлять всю необходимую информацию и отчетность для проверок, проводимых иными уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Общественный контроль за формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляется создаваемым при Президенте Российской Федерации Попечительским советом по вопросам реализации прав граждан на доходы от природных ресурсов (далее — Попечительский совет).

2. Попечительский совет формируется и действует на основании положения, утверждаемого Президентом Российской Федерации.

Право на получение прибыли

3. В состав Попечительского совета не могут входить лица, замещающие государственные должности государственной службы.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

4. Члены Попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

5. Попечительский совет имеет право:1) в порядке, предусмотренном положением о Попечительском совете, запрашивать и получать от уполномоченного федерального органа, специальных субъектов любую информацию о деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

2) заслушивать доклады уполномоченного федерального органа;3) обращаться в уполномоченный федеральный орган с предложениями о совершенствовании деятельности в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, а также с требованиями об устранении выявленных нарушений, о проведении дополнительных расследований и проверок деятельности специальных субъектов, принятии иных неотложных мер, устраняющих выявленные факты нарушения прав и законных интересов участников отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

Предлагаем ознакомиться:  Документы для получения свидетельства на право собственности на землю

1. Фонд прав граждан осуществляет управление средствами, составляющими доходы граждан от природных ресурсов, исключительно в интересах получателей средств.

2. Фонд прав граждан осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

3. Бюджет Фонда прав граждан и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

4. Формирование и использование средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляется через счет Фонда прав граждан, открытый в Центральном банке Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

1) использовать средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов, исключительно в целях, порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом;

Право на получение прибыли

2) заключать в ходе использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, предусмотренные настоящим Федеральным законом договоры только со специальными субъектами, отвечающими требованиям, установленным законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

3) обеспечивать эффективное функционирование системы формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;При этом Фонд прав граждан вправе представлять компетентным органам государственной власти обязательные к рассмотрению предложения по совершенствованию законодательства и организационных мер, обеспечивающих наиболее полное формирование средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, а также заявления о выявленных нарушениях, касающихся формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

4) обеспечивать осуществление контроля за выполнением иными специальными субъектами их обязанностей, предусмотренных законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, а также договорами, заключенными с Фондом прав граждан;

5) незамедлительно принимать все необходимые меры для обеспечения защиты предусмотренных настоящим Федеральным законом интересов получателей средств, в том числе обращаться за защитой нарушенных прав и законных интересов Фонда прав граждан в суд;

6) оплачивать предусмотренные в соответствии с настоящим Федеральным законом необходимые расходы, связанные с осуществлением деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

7) вести общий бухгалтерский (финансовый) учет и персонифицированный учет, составлять соответствующую бухгалтерскую (финансовую) и иную отчетность;

8) открывать и вести индивидуальные лицевые счета, зачислять на них причитающиеся получателям в соответствии с настоящим Федеральным законом средства, составляющие доходы от природных ресурсов;

9) передавать специализированному депозитарию в порядке и объемах, установленных уполномоченным федеральным органом, копии документов, связанных с деятельностью по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

Признаки, не позволяющие квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Что касается признака самостоятельности предпринимательской деятельности, в п. 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом ВС РФ 27.09.2017, по вопросу о применимости Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» к клиенту банка изложена правовая позиция, согласно которой получение гражданином дохода при снятии с банковского счета денежных средств в иностранной валюте за счет курсовой разницы не свидетельствует об осуществлении им предпринимательской деятельности, если банковский счет не используется таким гражданином для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, указанные подходы применимы к «пассивным» доходам от использования и распоряжения имуществом, в том числе к дивидендам и процентам по вкладам, займам, доходам от сдачи имущества, приобретенного для личных нужд, в аренду и иным аналогичным по характеру выплатам, что само по себе не свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности.

Также недопустимо признание деятельности предпринимательской на основе единичных случаев совершения гражданско-правовых сделок. Очевидно, что не соответствуют определению предпринимательской деятельности, изложенному в ст. 2 ГК РФ, случаи нерегулярной по характеру реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Разовое оказание личных услуг также не может однозначно свидетельствовать о наличии признаков систематичности в деятельности физического лица и ее предпринимательском характере. Налоговые обязательства по удержанию НДФЛ в данном случае исполняются нанимателем – налоговым агентом как источником выплаты дохода по договорам гражданско-правового характера в порядке, установленном ст. 226 НК РФ.

Если между двумя государствами заключен договор, устанавливающий правила налогообложения доходов по международным сделкам, его нормы признаются главенствующими над положениями Налогового кодекса. Например, получателем дивидендных платежей от отечественного предприятия является иностранный гражданин (резидент другого государства).

Эта сумма по нормам НК РФ подлежит обложению подоходным налогом по ставке 15% (так как выгодоприобретатель не является резидентом РФ). Если же международным соглашением предусмотрена возможность применения ставки налогообложения в другом размере, то именно эта норма соглашения принимается за основу.

Особенности применения порядка налогообложения при наличии действующих международных договоров раскрыты в ст. 7 НК РФ. Лицо, имеющее фактическое право на доходы – это лицо (иностранная структура, не являющаяся юрлицом), которое уполномочено распоряжаться доходами отечественной организации либо иностранной структуры, или может самостоятельно пользоваться материальными благами, получаемыми от деятельности субъекта хозяйствования. Основанием для распределения доходов выступает прямое или косвенное участие в предприятии, возможность влияния на развитие бизнеса.

Право на доход возникает у непосредственного выгодоприобретателя и у лиц, наделенных полномочиями по распоряжению доходами участников организации от их имени. Особенность правового статуса посредников заключается в ограниченности выполняемых ими функций. Применение статей международных договоров о снижении ставок налогообложения по российским доходам иностранных структур допускается при условии, что получателем средств является лицо, принимающее на себя полный набор рисков по распоряжению доходом. Когда речь идет о посреднике, налогообложение дохода осуществляется по стандартной ставке, равной 15%.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно заключить договор подряда с физическим лицом

Особый порядок налогообложения предусмотрен для ситуаций, когда доходы от деятельности российской компании выплачиваются через посредника, но известен фактический получатель средств (лицо, имеющее право распоряжаться этими благами):

  • если конечный получатель средств является налоговым резидентом РФ, налог взимается по ставке 13%;

  • если фактический получатель дохода не является резидентом РФ, но он находится в стране, с которой подписан и действует международный договор о применении пониженного тарифа налогообложения, за основу берется уменьшенная ставка НДФЛ согласно договора;

  • если непосредственный выгодоприобретатель является иностранным гражданином, но на него не распространяются положения международных соглашений по вопросам налогообложения, ставка НДФЛ будет равна 15%.

Глава 13. Заключительные положения

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов.

Законодательство о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.В случаях, предусмотренных федеральными законами, регулирование отношений, связанных с формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации применяется к отношениям по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1. Доходы граждан от природных ресурсов представляют собой совокупность средств, включающую в себя:определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом доходы, получаемые от взимания рентных платежей за пользование природными ресурсами, которые направляются в государственный внебюджетный Фонд прав граждан России на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации (далее — Фонд прав граждан);

доходы, полученные Фондом прав граждан в результате размещения средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, в кредитных организациях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; доходы, полученные Фондом прав граждан в результате инвестирования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, на основаниях и в порядке, установленных отдельным федеральным законом;

2. Все средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов, до момента их выплаты гражданам, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение доходов от природных ресурсов (далее — получатели средств), принадлежат Российской Федерации. С момента зачисления средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, на индивидуальные лицевые счета граждан, имеющих право на получение средств, составляющих доходы от использования природных ресурсов (далее — индивидуальные лицевые счета), получатели приобретают к Российской Федерации (в лице Фонда прав граждан) соответствующие права требования на условиях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Право на получение прибыли

3. Средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут быть предметом обеспечения обязательств участников отношений, связанных с их формированием и использованием, и на них не может быть обращено взыскание по обязательствам этих участников.

Участниками отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, являются Российская Федерация; получатели средств;специальные субъекты отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов (далее — специальные субъекты) — Фонд прав граждан, специализированный депозитарий, кредитные организации, иные органы и организации, вовлеченные в соответствии с законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, в процесс формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов.

1. Споры, возникающие по вопросам формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, разрешаются судом.

2. По всем спорам, возникающим по вопросам формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, устанавливается срок исковой давности один год с момента, когда лицо, требующее судебной защиты, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

ПрезидентРоссийской Федерации

Глава 10. Право на получение средств, составляющих доходы от природных ресурсов

1) заключать с Фондом прав граждан договор о размещении средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, открывать Фонду прав граждан соответствующие банковские счета и осуществлять по ним все операции в соответствии с условиями гражданского законодательства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом;

2) уведомлять уполномоченный федеральный орган, Фонд прав граждан о выявленных существенных нарушениях в деятельности специальных субъектов, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления;

3) незамедлительно принимать все меры для обеспечения защиты интересов Фонда прав граждан как владельца соответствующих счетов;

4) представлять уполномоченному федеральному органу, Фонду прав граждан сведения о состоянии и движении средств по счетам Фонда прав граждан в порядке, объемах и по формам, которые установлены уполномоченным федеральным органом;

5) в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом, раскрывать уполномоченному федеральному органу, Фонду прав граждан информацию о существенных обстоятельствах в своей деятельности;

6) нести предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором о размещении средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, ответственность при нарушении своих обязанностей;

Предлагаем ознакомиться:  Постановление на обыск - советы адвокатов и юристов

7) обеспечить передачу своих прав и обязанностей в отношении договора о размещении средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, другой кредитной организации по указанию Фонда прав граждан в случае прекращения (расторжения) договора в порядке и сроки, которые установлены указанным договором;

8) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

Иностранным выгодоприобретателем по доходам с источником происхождения в РФ могут быть не только физические лица, но и зарубежные предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ иностранные компании, получающие доходы в РФ, являются плательщиками налога на прибыль. Ст. 310 НК РФ акцентирует внимание на том, что отечественная фирма, выплачивающая иностранному участнику доход, выступает в роли налогового агента, то есть она исчисляет, удерживает налог и перечисляет его в российский бюджет в национальной валюте (в рублях). Исключением являются ситуации, когда по нормам действующих международных договоров налогообложение дохода производится в стране получателя дохода.

Когда доходы иностранных компаний облагаются налогом до выплаты в РФ, ответственность за это несет налоговый агент (российская компания). Альтернативный путь – налогообложение в стране нахождения выгодоприобретателя. Это возможно при условии, что получатель подтвердит наличие у него права на применение такой процедуры налогообложения. Дополнительно получатель средств должен доказать, что он не является кондуитной компанией (транзитным лицом).

Для практического применения права иностранного лица на льготное налогообложение доходов от российских организаций или на налогоообложение в своей стране, ему необходимо собрать комплект документальных подтверждений. Такая документация передается получателем дохода налоговому агенту – источнику выплат.

В ст. 312 НК РФ указывается, что иностранный выгодоприобретатель при каждой выплате доходов должен удостоверить свое постоянное местонахождение на территории государства, с которым у РФ заключен договор о применении пониженной ставки налогообложения. Документы, подтверждающие фактическое право на доход, необходимо заверить в компетентном органе иностранного государства. Все формуляры надо представить налоговому агенту до того, как наступит момент выплаты дохода и удержания из него налога.

Дополнительно иностранная структура направляет в адрес налогового агента информацию о фактическом получателе дохода:

  • кто наделен правом единоличного распоряжения доходом;

  • доля и тип участия этого лица в иностранной и российской организации.

Уточняющие разъяснения по порядку подтверждения права на льготное налогообложение дал Минфин в Письме от 19.12.2018 г. № 03-08-05/92537. Минфин указывает на то, что участники операции самостоятельно решают, какими документами должно быть подтверждено право на льготу, так как Налоговый кодекс РФ не приводит их точного списка.

Ведомство рекомендует включать в комплект удостоверяющей документации письменные пояснения выгодоприобретателя, в которых содержится информация о его статусе применительно к доходам от источников в РФ (такое письмо должно заверяться руководителем иностранной компании), а также сертификат резидентства.

К письму может быть приложена копия финансовой отчетности иностранной фирмы. Это даст возможность подтвердить, что компания является конечным выгодоприобретателем, что она тратит получаемые доходы на текущую деятельность, а не выплачивает их третьим лицам.

Таким образом, пояснительная записка не может быть единственным источником информации о выгодоприобретателе – его статус лица, имеющего право на получение дохода, должен быть удостоверен и другими документами.

Глава 5. Специализированный депозитарий

1. Требования к специализированному депозитарию, допускаемому к участию в конкурсе по отбору специализированного депозитария для заключения Фондом прав граждан договора об оказании услуг специализированного депозитария, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Фонд прав граждан заключает договор на оказание услуг специализированного депозитария со специализированным депозитарием, выигравшим соответствующий конкурс.

3. Дополнительные требования, которые специализированный депозитарий, заключивший договор с Фондом прав граждан об оказании услуг специализированного депозитария, обязан исполнять в период действия такого договора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1) в порядке и объемах, установленных уполномоченным федеральным органом, принимать от Фонда прав граждан и хранить копии документов, связанных с деятельностью по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;

2) заключить с Фондом прав граждан договор об оказании услуг специализированного депозитария;

3) уведомлять уполномоченный федеральный орган, Фонд прав граждан о выявленных существенных нарушениях в деятельности специальных субъектов, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления;

4) представлять уполномоченному федеральному органу и Фонду прав граждан отчетность о своей деятельности в порядке, сроки, объемах и по формам, которые установлены уполномоченным федеральным органом;

5) в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом, раскрывать уполномоченному федеральному органу и Фонду прав граждан информацию о существенных обстоятельствах в своей деятельности;

6) нести предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором об оказании услуг специализированного депозитария ответственность при нарушении своих обязанностей;

7) страховать в порядке и на условиях, которые предусмотрены уполномоченным федеральным органом, риск своей ответственности, которая может наступить вследствие нарушения договора об оказании услуг специализированного депозитария;

8) не совмещать свою деятельность специализированного депозитария с другими видами лицензируемой деятельности, за исключением случаев, установленных уполномоченным федеральным органом;

9) обеспечить передачу своих прав и обязанностей в отношении в отношении договора об оказании услуг специализированного депозитария другому специализированному депозитарию по указанию Фонда прав граждан в случае прекращения (расторжения) договора об оказании услуг специализированного депозитария в порядке и сроки, которые установлены указанным договором;

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytadvertiseru

10) выполнять иные предусмотренные законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector