Трудовая дисциплина муниципальных служащих: виды и порядок применения наказания за ее нарушение

Порядок применения дисциплинарных взысканий

Основным нормативным актом, регламентирующим профессиональную деятельность муниципальных служащих, является Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ).

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях, замещаемых путем заключения трудовых договоров (контрактов). Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytaboutru

Основные обязанности, которые должен исполнять муниципальный служащий, установлены ст. 12 Закона N 25-ФЗ. Это обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, уставы, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
  • исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
  • соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие известными муниципальному служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное муниципальному служащему для исполнения им должностных обязанностей;
  • представлять в установленном порядке сведения о себе и членах своей семьи;
  • сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства РФ или приобретении гражданства иностранного государства;
  • соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;
  • уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Более подробно обязанности муниципального служащего приведены в должностной инструкции.

Поскольку на муниципальных служащих в силу ст. 3 Закона N 25-ФЗ распространяются нормы Трудового кодекса, они обязаны соблюдать и требования ст. 21 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан не только добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, но и соблюдать трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, а также бережно относиться к имуществу работодателя и других работников.

Что же является дисциплиной труда{q} Ответ на данный вопрос можно найти в ст. 189 ТК РФ: это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным и трудовым договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

При этом уточнено, что работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Из вышесказанного следует, что нарушением трудовой дисциплины или дисциплинарным проступком признается неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Для муниципальных служащих это неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст. 27 Закона N 25-ФЗ).

За совершение муниципальным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания, однако для муниципальных служащих данный перечень является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.

Можно сказать, что муниципальным служащим повезло, так как в силу значимости их общественной и трудовой деятельности законодатель не стал ужесточать меры дисциплинарной ответственности, как сделал это, например, для государственных служащих. Так, к последним согласно ст. 57 Закона о государственной гражданской службе <1> могут применяться, помимо названных взысканий, следующие наказания:

  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • освобождение от замещаемой должности гражданской службы.
Предлагаем ознакомиться:  Расторжение договора о сотрудничестве

Рассмотрим более подробно крайнюю меру дисциплинарного наказания — увольнение. Закон N 25-ФЗ не уточняет, за какой дисциплинарный проступок может быть уволен муниципальный служащий, поэтому важно соблюдать правила ст. 192 ТК РФ, в соответствии с которой при определении меры наказания необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть строгость наложения дисциплинарного взыскания должна соответствовать тяжести совершенного дисциплинарного проступка.

Итак, исходя из ст. 81 ТК РФ к муниципальному служащему может быть применено дисциплинарное наказание в виде увольнения в случаях:

  • неоднократного неисполнения муниципальным служащим без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 5 ч. 1);
  • прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня независимо от его продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (пп. «а» п. 6 ч. 1);
  • появления муниципального служащего на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя муниципальный служащий должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пп. «б» п. 6 ч. 1);
  • разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной муниципальному служащему в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого муниципального служащего (пп. «в» п. 6 ч. 1);
  • совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого), растраты, умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (пп. «г» п. 6 ч. 1);
  • установленного комиссией по охране труда нарушения муниципальным служащим требований охраны труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (пп. «д» п. 6 ч. 1);
  • совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ч. 1);
  • совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1).

На основании той же статьи Трудового кодекса для руководителей муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров дисциплинарными проступками, за которые могут уволить, являются:

  • принятие необоснованного решения, повлекшее нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1);
  • однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1).

Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ <2> Закон N 25-ФЗ был дополнен новой ст. 27.1, в соответствии с которой дисциплинарные взыскания могут применяться к муниципальному служащему за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ и другими федеральными законами.

Так, муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случае совершения им следующих правонарушений:

  1. при непринятии муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта. Напомним, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ).

Личная заинтересованность служащего проявляется в возможности получения им при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для него самого или членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Отметим, что уволен может быть не только муниципальный служащий, но и представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, но который не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

  1. при непредставлении муниципальным служащим сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представлении заведомо недостоверных или неполных сведений (ст. 15 Закона N 25-ФЗ).
Предлагаем ознакомиться:  Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД: привлечение к ответственности по КоАП РФ, штрафы

Сроки применения взысканий

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2017 года N 5977

Об утверждении Положения о видах, порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий и взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции для муниципальных служащих администрации муниципального образования «Город Астрахань» и ее структурных подразделений

(с изменениями на 21 июня 2019 года)

Трудовая дисциплина муниципальных служащих: виды и порядок применения наказания за ее нарушение

(в ред. Постановления администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 21.06.2019 N 265)

1. Утвердить прилагаемое Положение о видах, порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий и взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции для муниципальных служащих администрации муниципального образования «Город Астрахань» и ее структурных подразделений.

2.1. Опубликовать настоящее Постановление администрации муниципального образования «Город Астрахань» в средствах массовой информации.

2.2. Разместить настоящее Постановление администрации муниципального образования «Город Астрахань» на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Астрахань».

3.1. Направить настоящее Постановление администрации муниципального образования «Город Астрахань» в государственно-правовое управление администрации Губернатора Астраханской области для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов в установленный законом срок.

3.2. В течение десяти дней после дня принятия настоящего Постановления направить его в прокуратуру города Астрахани для проведения антикоррупционной экспертизы и проверки на предмет законности.

3.3. Внести соответствующие изменения в поисково-справочную систему правовых актов администрации муниципального образования «Город Астрахань».

4. Настоящее Постановление администрации муниципального образования «Город Астрахань» вступает в силу с момента его опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главы администрации — начальника правового управления администрации муниципального образования «Город Астрахань» Мурадханову Э.Р.

(п. 5 в ред. Постановления администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 21.06.2019 N 265)

Глава администрацииО.А.ПОЛУМОРДВИНОВ

1.1. замечание;

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:accounts.google.comServiceLogin

1.2. выговор;

1.3. увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

За один дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

2. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. В случае принятия такого решения муниципальный служащий отстраняется от исполнения должностных обязанностей распоряжением Администрации либо приказом руководителя соответствующего структурного подразделения.

Итак, при обнаружении проступка прежде всего нужно зафиксировать его. Обычно это делается с помощью докладной записки или акта (например, для фиксации факта отсутствия муниципального служащего на рабочем месте).

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от муниципального служащего письменное объяснение. На представление объяснений у него есть два рабочих дня. Если по истечении указанного срока служащий не представил объяснений причин нарушения трудовой дисциплины, составляется соответствующий акт. Отметим, что акт необходимо составить и в случае отказа муниципального служащего от дачи объяснений.

Примечание. Непредставление муниципальным служащим объяснения не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания.

Для решения вопроса о привлечении муниципального служащего к дисциплинарной ответственности представитель нанимателя может отстранить муниципального служащего, совершившего дисциплинарный проступок, от исполнения должностных обязанностей. Однако срок такого отстранения ограничен и составляет не более месяца.

Полагаем, что такое отстранение позволит представителю нанимателя провести объективную оценку обстоятельств совершения проступка и не допустить вмешательства самого служащего в данный процесс. Возникает вопрос: каким образом можно всесторонне рассмотреть эту ситуацию{q} С помощью служебной проверки. В Законе N 25-ФЗ ничего не сказано о такой проверке, однако по аналогии с Законом о государственной гражданской службе, полагаем, возможно ее проведение и в отношении муниципальных служащих.

Предлагаем ознакомиться:  Порядок наследования по закону очереди наследников

Обратите внимание! За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytcopyrightru

В этом случае отстранение муниципального служащего от исполнения им должностных обязанностей производится с помощью муниципального правового акта.

После получения объяснений служащего и, возможно, проведения проверки представителю нанимателя необходимо определить меру дисциплинарного наказания. Напомним, что при этом нужно учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Не стоит пренебрежительно относиться к данной обязанности, ведь неправильно выбранная мера дисциплинарной ответственности может послужить основанием для восстановления муниципального служащего в прежней должности. Приведем подтверждение из судебной практики.

К. обратился в Советский районный суд г. Новосибирска с иском к МБОУ «Детская музыкальная школа N 10» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, так как был уволен за прогул, которого не совершал. Суд, исследовав материалы дела, отказал К.

Районный суд, отказав К. в удовлетворении иска, исходил из того, что факт совершения им прогула нашел свое подтверждение, МБОУ соблюдена процедура увольнения и учтено предшествующее отношение работника к труду, в связи с чем оснований для восстановления К. на работе не было.

Однако судебная коллегия посчитала, что даже при установлении факта совершения прогула работодателю необходимо представить доказательства не только того, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и того, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Вместе с тем сведений о том, что отсутствие К. на работе повлекло наступление каких-либо негативных последствий, в деле не имеется, поэтому допущенное К. нарушение лишь формально подпадает под понятие нарушения трудовой дисциплины и не является действительно значительным, поскольку непосредственно не связано с процессом обучения.

Завершающий этап применения взыскания — оформление приказа. Если представитель нанимателя избрал в качестве наказания выговор или замечание, издается приказ или распоряжение в произвольной форме на бланке муниципального учреждения. Если же представитель нанимателя решил расстаться с нерадивым муниципальным служащим, издается приказ по унифицированной форме Т-8 <3>.

Такой приказ (распоряжение) объявляется служащему под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия сотрудника на работе. Если он отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка — дня, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий (п. 34 Постановления Пленума ВС РФ N 2). Отметим, что в этот срок не включается время:

  • болезни муниципального служащего;
  • его пребывания в отпуске;
  • необходимое для учета мнения представительного органа работников.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

В любом случае дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector