Расторжение церковного брака. История вопроса

Высокое учение Нового Завета о браке

Несмотря на имевшие место случаи многоженства, в Ветхом Завете нормальным считается именно единобрачие. Только такие браки Библией приводятся в качестве примеров счастливой семейной жизни (Притч. 12:4; 19:4; 31:10 и далее; Пс. 127). Единобрачие считалось наиболее угодным Богу, поэтому  ветхозаветному священнику запрещалось брать в жены разведённую или вдову (Лев. 21:7; 21:14).

Единственный и нерасторжимый брак пророки Соломон, Осия, Исаия и Иеремия символически сравнивали с заветом между Богом и ветхозаветной Церковью (Песнь песней, Ис. 62:4-5; Иер. 2:2). Супружескую измену пророк Осия приводит как образ неверности людей Богу (Ос.1:11; 2:1-23).

https://www.youtube.com/watch{q}v=Uu0HUGtKA5Y

Ветхозаветный брак не освящался религиозным обрядом, не являлся церковным таинством в новозаветном понимании, хотя и сопровождался принятыми на Востоке сложными церемониями, праздником (Мф. 25:1-13), благословением родных (Быт. 24:60) и народа (Руф. 4:11-12). В первую очередь брак в Ветхом Завете рассматривался как имущественно-правовой завет или договор между двумя семьями.

Хотя Господь считал расторжение брака злом (Мал. 2:13-16), закон Моисея допускал разводы, снисходя к жестокосердию ветхозаветных людей (Мк. 10:2-9) [1]. В двух случаях развод не допускался: когда у пары была добрачная близость (Втор. 22:29) и когда муж после первой ночи ложно обвинил супругу в отсутствии девственности (Втор. 22:19).

Ветхозаветный закон инициативу развода, как правило, предоставлял мужчине: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (по-славянски «обрете в ней срамное дело»), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа» (Втор. 24:1-2).

Причина потери «благоволения» женщины перед мужем четко не обозначена, и это давало повод для произвольных толкований. Во времена Исуса Христа мужчины разводились со своими женами «по всякой причине» (Мф. 19:3), то есть по любому поводу [2]. Однако и права женщины в какой-то мере защищались законом. После развода жена должна была получить от мужа официальный документ — разводное письмо, дающее ей право на другое замужество.

Жена, с которой развелся муж, имела право вторично выйти замуж, причем, даже в случае её развода со вторым мужем или его смерти, первый муж уже не мог повторно на ней жениться. Для него бывшая разведённая жена считалась осквернённой, женитьба на ней объявлялась «мерзостью перед Господом» (Втор. 24:3-4).

Это должно было предостеречь мужей от опрометчивого расторжения брака [3]. Муж должен был официально на открытом разбирательстве дела «старейшинами того города» (Втор. 22:18, Руфь 4: 1-2, 11), в присутствии «всего народа» и свидетелей объяснить, почему жена потеряла его «благоволение». Пророк Иеремия аллегорически описывает такой бракоразводный процесс, в котором прелюбодеяние жены приводит в качестве основания для расторжения брака, как пример неверности Израиля Господу (Иер 2:9; 3:8).

Женщина находилась в подчиненном положении, и Ветхий Завет допускал многоженство. При этом женщина, в отличие от мужа, не имела право «по всякой причине» разводиться с ним. Однако жена имела определённые права и «не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10), то есть того, что обычно предусматривалось брачным договором. В противном случае жена имела право уйти от мужа, то есть расторгнуть брак, «даром, без выкупа» (Исх. 21:11).

Подводя итог, можно сказать, что Ветхий Завет допускал четыре причины для развода супругов, являющиеся нарушением супружеского договора: прелюбодеяние («срамное дело»), оставление без пищи, одежды и супружеского сожития.

Новый Завет подтвердил учение ветхозаветных пророков о том, что брак есть таинственный образ союза Церкви с Богом (Мф. 9:15, Иоанн 3:29, 2 Кор. 11:2). В Апокалипсисе Церковь названа «женой, невестой Агнца» (Откр. 21:9, 19:7, 22:17). Апостол Павел призывает мужей-христиан любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь», а жен повиноваться своим мужьям во всем, «как Церковь повинуется Христу» (Еф. 5:24-25).

Апостол Павел подтверждает и даже усиливает утверждение ветхозаветных пророков, что блуд есть измена Богу. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы{q} Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы{q} Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею{q} Ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор.6:15-17).

Как развестись в Церкви{q}

– В загсе есть юридическая процедура росписи и развода. А в Церкви – Таинство Венчания. А если люди разводятся, происходит ли в храме процедура развенчания{q} Если нет, почему{q}

– В Церкви не существует процедуры «развенчания».

Фото 2

Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. И в храме происходит не процедура росписи, а именно Таинство, и это не Таинство Венчания, а Таинство Брака. Роспись, заверяемая государственным служащим загса – это договор, который можно расторгнуть в любое время. А природа Таинства совершенно иная. Поэтому никакого «таинства развенчания» не существует.

Студенческий альманах православного миссионера «Призвание» № 8, 2011.

Учение Исуса Христа о расторжении брака

Во времена, предшествующие проповеди Исуса Христа, среди иудейских книжников шли споры о разводах. Существовало два разных мнения на этот счет. Школа раввина Шаммая причиной развода допускала безнравственные поступки жены, супружескую неверность, но имела мало последователей. Мужчинам-иудеям гораздо больше нравилось учение школы раввина Гиллея, согласно которому слова закона о допустимости для мужа развестись с женой из-за «чего-нибудь противного» ему истолковывались как допустимость развода по любой, самой незначительной причине (например, из-за пережаренной пищи).

Именно такое понимание развода подразумевали искушавшие Спасителя фарисеи, задавая Ему вопрос: «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею{q}» (Мф. 19:3). По существу, Его спрашивали, как он относится к спору между учениками Гиллея и Шаммая. Господь Исус Христос напомнил вопрошавшим его книжникам, что изначально, от сотворения мира и людей, брак установлен Богом как таинственный нерушимый союз мужчины и женщины, в котором «они уже не двое, но одна плоть» (Быт. 1:27, 2:24, Мф. 19:6).

Разводы позволены в законе Моисея «по жестокосердию» иудеев, «а сначала не было так» (Мф. 19:8). Поэтому ставшее привычным для них расторжение брака по «всякой причине» Богу неугодно: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:4-8). «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18).

Предлагаем ознакомиться:  Правила приватизация жилья в браке

Однако Спаситель не отвергал возможность развода в принципе.

Расторжение церковного брака. История вопроса

В Евангелии также сказано: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32, Мф. 19:9). Исус Христос как Законодавец подтвердил, что именно это было основанием для развода в законе Моисея [4].

Надо отметить, что прелюбодеяние, супружеская измена — более тяжкий грех по сравнению с блудом, незаконными связями людей, не состоящих в браке, так как прелюбодеяние оскверняет семью.

Причины, по которым можно расторгнуть церковный союз

Безбрачие, девство, начиная с апостольских времён и в последующем, вплоть до наших дней, рассматривается Церковью как наиболее возвышенное состояние, идеал христианской жизни [5]. Однако безбрачный путь не для всех христиан, а для избранных, которые, по словам Господа, «могут вместить» (Мф. 19:12). «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19:11). Поэтому Христос освятил брак, присутствуя на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11) [6].

Апостол Павел также одобрял христианский брак: «Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:1–2). «Брак честен и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» (Евр.13:4). Более того, запрещающих вступать в брак апостол Павел называл «лжесловесниками, сожженными в совести своей» (1 Тим.4:3–2) и считал такие взгляды одним из признаков конца времён.

Церковные каноны отлучают от Церкви тех, кто «удаляется от брака не ради подвига воздержания, но по причине гнушения» [7].

Первоначально отношение к разводам в раннехристианской Церкви было отрицательное. «Соединен ли ты с женой{q} не ищи развода» (1 Кор.7:27), — писал апостол Павел.

Возникшая после проповеди апостолов первоначальная христианская Церковь состояла из уверовавших язычников, причём в первые века христианства заключение и расторжение брака осуществлялось не Церковью, а государством на основании враждебных христианству римских законов, допускавших легкое расторжение брака как мужчинами, так и женщинами.

В эту эпоху в Римской империи среди свободных граждан преобладало заключение брака путём простого добровольного соглашения. Расторжение такого брака было возможно как по воле мужа, так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов. Для совершения развода было достаточно объявления о разводе перед свидетелями, письменного соглашения, фактического прекращения совместного проживания [8].

«Расторжение брака предоставлялось всецело воле супруга. Как только мужу или жене желательно было, в силу своих личных расчетов, расторгнуть брачную связь, они посылали — муж жене или жена мужу — письменное заявление, <…> причем муж предлагал жене: «жена, делай что хочешь», или жена мужу: «муж, делай что хочешь», и этим брак уже считался расторгнутым» [9].

«Мои башмаки новы, хорошо сделаны, а однако же я должен их переменить. Никто не знает, где они меня жмут». Разводились под всевозможными предлогами: вражды с родными жены, старости последней, болезни, увядшей красоты и пр. Женский пол не отставал в безнравственности от мужского» [10]. Это приходило в противоречие с учением Церкви о браке, «колебало и даже разрушало весь евангельский строй» семейной жизни верующих.

«Естественно, что, при таких условиях брачной недисциплинированности, легально покровительствуемой и юридически ненаказуемой, открывался широкий и неудержимый простор, столь соблазнительно притягательный для слабой человеческой природы. Понятно, что тогда церковной власти необходимо было энергически и преимущественно настаивать на священной нерасторжимости брачных связей, чтобы предохранить христиан от расхищения стихией распущенного мира» [11].

Святители Церкви всячески делали всё для предотвращения распада христианской семьи. «Я не хочу сделаться ненавистным, своею рукою и своим словом утвердив развод; лучше быть посредником соединения и дружбы, нежели раздора и разрыва житейских уз», — писал святитель Григорий Богослов [12].

Запрет на вступление во второй брак также рассматривался в качестве меры, удерживающей от развода, позволяющей сохранить семью. Поэтому апостол Павел призывал, обращаясь к свой пастве: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей (1 Кор.7:10)».

Апостол от семидесяти Ерма писал, что если муж отпустит жену даже по причине прелюбодеяния, то он после этого не вступает в новый брак и «останется один» [13].

Учитель западной Церкви блаженный Августин писал: «Ибо Христом и Церковью охраняется то, чтобы человек живущий, покуда он жив, никогда никаким разводом не мог бы быть отделен от своей супруги» по причине, например, бесплодия [14].

Иероним Стридонский так истолковывал евангельский запрет Господа на разводы «не за прелюбодеяние»: «Жены составляют великое бремя, если нельзя их отпускать [по другой причине], кроме прелюбодеяния [с их стороны]. Что же, в самом деле, если жена будет предаваться пьянству или будет гневлива, или дурного нрава, или прожорлива, или не усидчива [ветреная, непостоянная, непоседа], или сварлива, или злоречива, ужели и жену такого рода должно терпеть [при себе]{q} Хотим ли мы или не хотим, но она должна быть удерживаема; так как мы были свободны и добровольно подчинились этому рабству» [15].

Свт. Иоанн Златоуст, противопоставляя легкость расторжения брака по римским законам и евангельское утверждение «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:6), в некоторых своих сочинениях также высказывал мнение о нерасторжимости брака при жизни обоих супругов. «Рабам позволительно переменять живых господ, а жене непозволительно переменять мужей при жизни мужа, потому что это прелюбодеяние.

Предлагаем ознакомиться:  Сроки рассмотрения жалобы в фас

Впрочем, из других сочинений свт. Иоанна Златоуста следует, что он допускал развод в случае прелюбодеяния. «Это нарочитое ударение на одну принципиальную сторону (нерасторжимости брака) вызывалось самой эпохой и не должно заслонять от нас возможностей исключения» [17].

48-ое апостольское правило предписывает: «Аще который мирянин, изгнав свою жену, поймет иную, или иным отринутую: да будет отлучен». «Здесь собственно повторяется заповедь Христова в Мф. 5:32, но изъятие оговорки «кроме вины прелюбодеяния» показывает, что и самый канон этот нельзя толковать в абсолютном смысле. И действительно, Зонара, Аристин и Вальсамон относили его к оставлению нелегальному, без вины»[18].

На основании одностороннего толкования высказываний Христа и апостола Павла о нерасторжимости брака по «всякой» произвольной причине в римско-католической церкви впоследствии появилось ложное учение, согласно которому церковный брак при жизни супругов нерасторжим и упраздняется только смертью одного из супругов [19].

Расторжение церковного брака. История вопроса

Однако древняя неразделённая Церковь как на Западе, так и на Востоке признавала, при определённых обстоятельствах, возможность расторжения брака. Это учение впоследствии сохранила Православная Церковь. Она основывалась на словах Спасителя в Евангелии (Матф. 5:32 и 19:9), допускающих развод по вине любодеяния одного их супругов, а также на высказывании в ветхозаветной книге Притчей Соломона: «Иже изгонит жену добру, изгонит благая: держаи же любодейцу безумен и нечист» (Притч. 18:23) [20].

Апостол Павел, хотя прямо не говорил о возможности развода, но подтверждал, что христианский брак подразумевает выполнение условий, ранее предусмотренных Ветхим Заветом: мужья должны кормить, одевать своих жен и разделять с ними супружескую любовь. «Должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её» (Еф. 5:28-29). «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор.7:4,5).

Понимая брак как вечный союз двух людей, православная Церковь признавала, что он фактически упраздняется грехом, супружеской изменой, прелюбодеянием. «Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы{q} Да не будет! <…> совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею» (1 Кор.6:15), — писал апостол Павел.

https://www.youtube.com/watch{q}v=cpHVtGo1SvM

Очень многие Святые Отцы, учителя Церкви и христианские писатели признавали прелюбодеяние причиной для расторжения брака. Об этом писали: апостол Ерма, Тертуллиан, бл. Августин Иппонийский, бл. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Василий великий, свт. Климент Александрийский, свт. Епифаний Кипрский, свт. Феодорит Кирский, свт. Астерий Амасийский, свт. Иларий Пиктавийский, бл. Феофилакт Болгарский [21].

Апостол от семидесяти Ерма: «Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии. <…> Пусть муж отпустит ее и останется один» [22].

Христианский писатель Тертуллиан: «Он (Господь) вовсе воспретил (брать в жены) других» после прелюбодеяния первой жены. «Что и у тебя (Маркион) делает супруг, если его жена совершила прелюбодеяние{q} Неужели он держит ее{q} Но, как ты (Маркион) знаешь, и апостол Павел не позволяет приобщать блуднице члены Христовы (сp. 1 Кор. VI, 15-16).

Развод – свидетельство о смерти

– Как Вы думаете, развод – это трагедия или праздник свободы{q} Благо или зло{q}

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

Расторжение церковного брака. История вопроса

– Конечно, развод христианской (да и любой) семьи – это никакой не праздник свободы, а беда и… духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия.

– В данной ситуации надо разбираться подробно. Однако, судя по всему, спасти этого несчастного человека может лишь Господь и собственная супруга. В данном вопросе есть особая глубина. Ведь в мире действует Промысл Божий, который зачастую направляет зло во благо.

Существует расхожая поговорка: «Не согрешишь – не покаешься», и она, поверьте, появилась не случайно. Безусловно, это вовсе не означает, что для покаяния надо специально грешить.

Поэтому я полагаю, не нужно путать те обстоятельства, которые привели ко греху, с его сутью, не смешивать повод с причиной.

Например, ответьте мне однозначно на вопрос, является ли убийство грехом{q} Первый порыв ответить: «Естественно, да!» Хорошо, задам второй вопрос: «А если вы убили бандита, защищая от него женщину с ребенком«{q} Ответ уже не так очевиден… Естественно, с точки зрения Православной Церкви, грехом и злом является любое убийство, но, я думаю, суд Божий будет зависеть от мотивации убийцы… Одно дело – ограбить инкассаторский броневик ради наживы, а другое – защищать на войне женщин и детей.

Предлагаем ознакомиться:  Акт приема передачи с материальной ответственностью

Так и в случае развода: само по себе расторжение брака – это зло.

Но очень часто оно является, например, следствием измены одного из супругов. Поэтому Сам Господь говорит, что единственный повод для развода – это измена (см. Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Или если муж приходит домой пьяный и избивает жену, кто же может сказать ей: «Терпи, потому что ты венчанная»{q} Какой же это брак{q} Развод здесь никакое не благо и не убийство семьи, а просто констатация давней или недавней ее смерти.

Семейные узы брака  прекрасны, венчание носит под собой еще более глубокий смысл. При венчании неспроста присутствует священник. Он связывает души людей не только земными узами, но и духовными.

К сожалению, бракоразводный процесс, как и развенчание в церкви, вопрос более чем актуальный.  Для многих, расставание с любимыми людьми уже обычное дело.

Зная о сложностях повторного венчания, некоторые брачующиеся решают утаить факт проведенного церковного таинства во время предыдущего заключения союза.

Для истинно верующих людей это совершенно недопустимо. Обряд венчания призывает Божье благословение на создающуюся семью.

Как развенчаться в церкви после развода и можно ли это делать{q}

Заведомо пойти на ложь и не признаться священнослужителям о проведенном венчании ранее, значит, согрешить.

Такие необдуманные поступки неприемлемы для людей, стремящихся получить Божью милость и жить по законам Господа. Оформление разрешения на повторное венчание с будущим спутником жизни предусматривает развенчание с бывшим супругом.

Церковь выполняет только созидательные действия, поэтому не использует такое понятие как «развенчание». Несмотря на это, в прошении на повторное венчание указывается просьба в благословении на расторжение предыдущего церковного брака.

Прошение нужно правильно оформить и подать правящему епархиальному архиерею. Лучше всего самолично отправиться в храм и узнать обо всех нюансах бракоразводной процедуры. На месте вам могут предоставить образец прошения и расскажут о пакете необходимых документов.

Форма прошения выглядит следующим образом:

  1. в правом верхнем углу указывается, кому направляется прошение (Его Преосвященству Преосвященнейшему (Имя). Ниже этого пишутся данные просителя — ФИО, адрес и контактный телефон;
  2. по центру следующей строки указывается вид письма — «Прошение»;
  3. далее, в свободной форме, проситель должен указать дату и место предыдущего венчания, историю брака и причину развода;
  4. после текста перечисляется перечень предоставляемых документов;
  5. ниже, отдельной строкой, указывается согласие или несогласие второго супруга;
  6. в самом низу письма-прошения должны быть дата и подпись;
  7. завершается прошение фразой: «Прошу прощения за расторгнутый брак».

Несмотря на то, что венчание супругов происходило перед лицом Господа, и свидетельство о венчании не имеет юридической силы, рассмотрение прошения о повторном таинстве потребует пакет документов:

  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о расторжении брака, выданная ЗАГСом или судом;
  • копия свидетельства о церковном браке;
  • собственноручно написанное согласие второго супруга на церковный развод (при наличии);
  • медицинские документы, подтверждающие наличие заболеваний, если таковые указывались в прошении как основание для церковного развода.

Сроки рассмотрения заявления в Епархии не регламентированы, поэтому при подаче прошения следует уточнить приблизительную дату собеседования со священнослужителем. После рассмотрения письма и документов просителя вызывают на беседу со священником.

Если служитель Церкви считает указанные основания для расторжения брака существенными, то супругов развенчивают. Изучив все особенности церковного развода, можно заранее предусмотреть возможность заключения повторного брака на Небесах.

Такие причины как «не сошлись характерами» или «муж мало зарабатывает» для церкви не являются поводом для расторжения брака. Епархиальный архиерей вполне может отказать в таком прошении, поэтому для развода должен быть указан достаточно весомый довод.

Фото 3

После того как Епархиальный архиерей ставит на прошении о расторжении церковного брака свою резолюцию, бывшие супруги могут повторно вступать в брак в стенах Церкви.

Повторное венчание является развенчанием предыдущего союза, поэтому никаких дополнительных церемоний проводиться не будет. Единственное, чего не будет в ритуале — момента с возложением венцов на головы будущих супругов.

Эта прерогатива предоставляется только паре, которая впервые сочетается союзом перед Богом. В остальном же вся церемония будет такая же красивая и торжественная.


Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Еще пару сотен лет назад союз двух людей подразумевал венчание перед Богом. Брак признавался в миру, только если пару соединял венцом священник. Ни о каком совместном проживании или регистрации союза в ЗАГСе не могло быть и речи.

После церемонии венчания молодые люди становись супругами навеки, и никакая сила не могла их разъединить. Так было раньше. В наше время церковные правила претерпели некоторые трансформации.

Несмотря на то, что Церковь продолжает проповедовать один церковный брак на всю жизнь, разведенные мужчина или женщина могут снова заключить церковный брак. Для того чтобы иметь возможность обвенчаться повторно, нужно окончательно покончить с предыдущим браком.

Каким бы тяжелым ни казался бракоразводный процесс, его нужно завершить. Ведь повторное таинство, как и первое, предполагает слияние двух любящих сердец и рождение новой жизни.

https://www.youtube.com/watch{q}v=AUREH-VLr44

Зачастую, вынеся урок после совершенных ошибок в предыдущем браке, супруги решаются на повторный церковный брак только после регистрации брака в ЗАГСе и нескольких лет, проведенных вместе. Возможно, такое решение является правильным, так как максимально исключит риск распада этого союза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector