Резерв по сомнительным долгам и кредиторская задолженность

Законодательные документы

Государственное регулирование вопросов, связанных с резервом по сомнительным долгам, регулируется следующими законодательными актами:

  • Налоговый Кодекс РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2015 года;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.

Условия формирования резерва

Для определения суммы резерва вам нужно на последнее число каждого отчетного (налогового) периода проводить инвентаризацию дебиторской задолженностип. 4 ст. 266 НК РФ, по результатам которой оформлять акт (по форме, разработанной самостоятельно, или по унифицированной форме № ИНВ-17ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Из всей дебиторской задолженности вам надо выделить ту, которая является сомнительной. Ведь именно такие долги будут участвовать в формировании резерва.

Задолженность признается сомнительной для целей создания резерва в налоговом учете только при выполнении следующих условийп. 1 ст. 266 НК РФ:

  • задолженность возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

Задолженность, образовавшаяся по иным основаниям, не является сомнительной для целей создания резерва. Например, задолженность по перечисленной предоплате (авансу), если товары не были отгружены (работы не выполнены, услуги не оказаны) поставщиком в срок, установленный договором, по уплате санкций за нарушение договорных условий, по договорам займаПисьма Минфина от 04.09.2015 № 03-03-06/2/51088, от 23.10.2012 № 03-03-06/1/562 (п. 4), от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 04.02.2011 № 03-03-06/1/70;

  • задолженность не погашена в сроки, установленные договором;
  • задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Обратите внимание, что задолженность учитывается вместе с НДСПисьмо Минфина от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726.

Если у вас есть встречная кредиторская задолженность перед должником, то вы все равно можете включить в резерв всю сумму сомнительного долгаПостановление Президиума ВАС от 19.03.2013 № 13598/12; Письма ФНС от 24.12.2013 № СА-4-7/23263; УФНС по г. Москве от 05.03.2014 № 16-15/020341.

При этом размер создаваемого резерва не должен превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода (без учета НДС)п. 4 ст. 266 НК РФ; Письмо Минфина от 06.04.2015 № 03-03-06/4/19198.

Суммы отчислений в резерв включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периодап. 3 ст. 266, подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ.

/ условие / Компания впервые приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам с 1 января 2015 г. Выручка компании (без НДС) за I квартал 2015 г. составила 2 600 000 руб.

По итогам инвентаризации, проведенной 31 марта 2015 г., выявлены следующие долги.

/ решение / Рассчитаем сумму отчислений в резерв в I квартале исходя из размера задолженности и количества дней просрочки.

Наименование должника Процент отчислений в резерв Расчетная сумма отчислений в резерв, руб.
Должник 1
Должник 2 50 290 000
(580 000 руб. х 50%)
Должник 3
Должник 4 100 146 000
Итого: 436 000

Затем определим предельную величину отчислений в резерв исходя из размера выручки. В I квартале она будет равна 260 000 руб. (2 600 000 руб. х 10%).

Дальше сравним расчетную сумму отчислений с предельной величиной. Поскольку 436 000 руб. > 260 000 руб., то резерв в I квартале создается на сумму 260 000 руб. Эта сумма 31 марта 2015 г. включается во внереализационные расходы полностью, так как до этого резерв не создавался.

В декларации по налогу на прибыль расход в виде отчислений в создаваемый резерв по сомнительным долгам отдельно не отражается. Эта сумма вместе с остальными внереализационными расходами указывается по строке 200 приложения № 2 к листу 02 декларации. Далее данные строки 200 приложения № 2 к листу 02 переносятся в строку 040 листа 02 декларациип. 5.2 Порядка заполнения декларации, утв. Приказом ФНС от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@.

Резервы по сомнительным долгам относятся к оценочным резервам. Оценочные резервы в бухгалтерском учете учитывают отклонения в оценке активов (к коим относится и дебиторская задолженность) и обязательств. Благодаря оценочным резервам, показатели бухгалтерской отчетности корректируются и тем самым отражают реальное финансовое состояние организации.

Правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций информации об изменениях оценочных значений регулируется ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее — ПБУ 21/2008).

Порядок формирования резервов по сомнительными долгам установлен Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение).

В соответствии с пунктом 70 Положения организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Таким образом, создание резервов сомнительных долгов в бухгалтерском учете является обязанностью, а не правом для всех организаций без исключений. При этом при расчете резервов нужно учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Критерий квалификации конкретного долга как сомнительного каждая организация определяет самостоятельно. Для признания долга сомнительным организации необходимо иметь подтверждающие документы, свидетельствующие о неплатежеспособности контрагента. Это могут быть выписка из ЕГРЮЛ с информацией о возможной ликвидации, данные бухгалтерской отчетности дебитора, информация об арбитражных решениях с участием контрагента, заявление о начавшейся процедуре банкротства и т.д. В конечном итоге вывод о квалификации задолженности в качестве сомнительной основывается на профессиональном суждении бухгалтера.

Резерв следует формировать после того, как будет проведена сверка и инвентаризация расчетов с дебиторами. Законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету не дают ответа на вопрос, как часто надо создавать и корректировать резервы, поэтому периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. В любом случае, создавать резервы нужно не реже периодичности составления отчетности для пользователей.

Порядок создания и использования резерва организация также определяет самостоятельно и закрепляет в бухгалтерской учетной политике.

Для бухгалтерского учета резервов применяется счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Аналитический учет ведется по каждому сомнительному долгу. Создание резерва отражается записью по кредиту счета 63 в корреспонденции со счетом 91.02 «Прочие расходы».

Поскольку величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением, то эта величина может быть изменена в связи с появлением новой информации. Изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации. Увеличение резерва отражается записью по дебету счета 91.02 и кредиту счета 63, а уменьшение — записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01 «Прочие доходы».

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам (абз. 5 п. 70 Положения). Неизрасходованные суммы резервов списываются записью по дебету счета 63 и кредиту счета 91.01. При этом на основании вновь проведенной инвентаризации, если задолженность продолжает оставаться сомнительной, создается новый резерв.

В бухгалтерском балансе остатки по счету 63 не показываются, а величина дебиторской задолженности, по которой образован резерв, отражается за вычетом суммы резерва.

При этом на ту же величину уменьшается нераспределенная прибыль (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н). Таким образом, пользователи отчетности получают достоверную информацию о дебиторской задолженности, которая реальна к взысканию.

Что касается отчета о финансовых результатах, то отчисления в резервы по сомнительным долгам отражаются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

… в налоговом учете

Целью создания этого резерва в налоговом учете является возможность постепенного и равномерного учета затрат, которые возникают в связи с необходимостью списания не погашенной вовремя дебиторской задолженности.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли организаций регулируется статьей 266 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи создание резерва по сомнительным долгам является правом, а не обязанностью налогоплательщика, поэтому формирование резервов определяется учетной политикой для целей налогообложения.

Сомнительным долгом для целей формирования резервов в налоговом учете признается дебиторская задолженность контрагента в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Предлагаем ознакомиться:  Долг супруга в браке

В письме № 03-03-06/2/150 от 29.09.2011 Минфин России уточняет, что не признаются сомнительными долгами в налоговом учете долги поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), долги заемщиков, а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований).

С 01.01.2017 величину сомнительной дебиторской задолженности в отношении каждого контрагента следует определять за вычетом кредиторской задолженности перед этим контрагентом (п. 1 ст. 266 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Суммы резервов по сомнительным долгам определяются по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода.

Как создать резерв по сомнительным задолженностям

В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В пользу этой точки зрения говорит и тот факт, что к сомнительной дебиторской задолженности относятся именно просроченные долги перед налогоплательщиком (п. 1 ст. 266 НК РФ). С одной стороны, логично было бы уменьшать этот сомнительный долг на просроченный долг перед контрагентом.

Резерв по сомнительным долгам и кредиторская задолженность

С другой стороны, до официальных разъяснений или уточнения норм безопаснее включать в кредиторскую задолженность все обязательства, включая те, срок исполнения по которым еще не наступил. Именно такой подход реализован в «1С:Бухгалтерии 8», начиная с версии 3.0.46.19. Для целей автоматического формирования резерва встречной кредиторской задолженностью, уменьшающей сомнительную дебиторскую задолженность в отношении контрагента, считается любая непогашенная задолженность перед данным контрагентом, в том числе, отраженная на счетах:

  • 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
  • 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Обращаем внимание, что в программе сомнительную задолженность может уменьшать только кредиторская задолженность, учтенная по договорам в рублях. Также следует иметь в виду, что теперь в программе сомнительная задолженность для расчета резервов определяется по-новому и в бухгалтерском учете. Поэтому организация должна отразить такое изменение в бухгалтерской учетной политике.

Изменим условия Примера 1 и посмотрим, как с 2017 года меняется расчет резервов по сомнительным долгам, если налогоплательщик имеет перед контрагентом-должником встречное обязательство (кредиторскую задолженность).

Пример 2

В ноябре 2016 года ООО «Перспектива» приобрела услуги у контрагента-должника ООО «Дельта» на сумму 100 000 руб. (в том числе НДС 18 %).

Для отражения поступления услуг от поставщика используется стандартный документ учетной системы Поступление (акт, накладная) (раздел Покупки) с видом операции Услуги. Допустим, кредиторская задолженность перед контрагентом ООО «Дельта» учитывается на счете 60.01.

До конца декабря 2016 года расчет резервов ничем не отличается от расчета, описанного в Примере 1. По состоянию на 1 января 2017 года в отношении задолженности контрагента ООО «Дельта» начислены резервы:

  • в бухгалтерском учете — в размере 150 000,00 руб.;
  • в налоговом учете — в размере 100 000,00 руб.

С января 2017 года величина сомнительной дебиторской задолженности для расчета резервов рассчитывается с учетом встречной кредиторской задолженности и составляет 50 000,00 руб. (150 000,00 – 100 000,00 руб.).

Значит, и в бухгалтерском, и в налоговом учете резервы должны быть скорректированы в сторону уменьшения. При этом, рассчитанная сумма резерва (50 000,00 руб.) теперь не превышает предельную величину в 100 000,00 руб.

Поэтому при выполнении операции Расчет долей списания косвенных расходов в показателе Резервы по долгам регистра сведений Доли списания косвенных расходов фиксируется значение 1,00.

Дебет 63 Кредит 91.01 – на сумму восстановленного резерва (100 000,00 руб. = 150 000,00 руб. – 50 000,00 руб.).

Сумма НУ Дт 63 и Сумма НУ Кт 91.01 – на сумму восстановленного резерва (50 000,00 руб. = 100 000,00 – 50 000,00 руб.);
Сумма ПР Дт 63 и Сумма ПР Кт 91.01– на постоянную разницу (50 000,00 руб.).

На рисунке 4 представлены Справки-расчеты резервов по сомнительным долгам за март 2017 года по данным налогового и бухгалтерского учета с постоянными и временными разницами. При выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль за март, входящей в обработку Закрытие месяца, постоянная разница приводит к признанию постоянного налогового актива на сумму 10 000,00 руб.

В одном из ближайших номеров «БУХ.1С» мы расскажем о порядке списания в «1С:Бухгалтерии 8» безнадежных долгов за счет резервов, а также долгов, не покрытых резервами.

  1. Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
  2. Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
  3. Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
    • интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
    • экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
    • статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

Поддержка автоматического расчета резервов по сомнительным долгам в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 автоматический расчет резервов по сомнительным долгам устанавливается:

  • в бухгалтерском учете — в форме Учетная политика (раздел Главное —> Настройки —> Учетная политика);
  • для целей налогообложения прибыли — в форме Настройки налогов и отчетов (раздел Главное —> Настройки —> Налоги и отчеты).

Резерв по сомнительным долгам и кредиторская задолженность

По умолчанию формирование резервов по сомнительным долгам в программе отключено.

Если резервы по сомнительным долгам создаются в бухгалтерском учете, то в форме Учетная политика нужно установить флаг Формируются резервы по сомнительным долгам.

Если резерв по сомнительным долгам создается в налоговом учете, то в форме Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль нужно установить флаг Формировать резервы по сомнительным долгам.

Если установлен хотя бы один из указанных флагов, то в обработку Закрытие месяца будет включена регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам. Если сомнительная задолженность отсутствует, то документ все равно будет создан, но не будет иметь движений по регистрам.

Сомнительной задолженностью для целей автоматического формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете в программе считается непогашенная задолженность, отраженная на счетах 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».

Обращаем внимание, что в программе резервы формируются только по договорам в рублях.

Резерв по сомнительным долгам и кредиторская задолженность

Для отсчета срока возникновения сомнительной задолженности используются показатели:

  • Срок оплаты долга покупателями, установленный в настройках параметров учета (рис. 1). Доступ к параметрам учета осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Администрирование;
  • Установлен срок оплаты по договору — в форме договора с контрагентом (рис. 2).

Дата, с которой отсчитывается срок возникновения сомнительной задолженности, в программе определяется следующим образом:

  • если в договоре установлен срок оплаты, то задолженность считается сомнительной, если она не погашена (полностью или частично) через указанное количество дней, начиная с даты возникновения дебиторской задолженности;
  • если в договоре не установлен срок оплаты, то сомнительной считается задолженность, которая не погашена (полностью или частично) через количество дней, которое указано в настройках параметров учета, начиная с даты возникновения дебиторской задолженности.

Обращаем внимание, что для целей формирования резервов по сомнительным долгам в программе не проверяется, является ли дебиторская задолженность действительно сомнительной (не обеспечена гарантиями, залогом и т.д.). Установить такую проверку в программе можно опосредовано через значение показателя Установлен срок оплаты по договору в карточке договора с контрагентом.

Начисление и корректировка резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в программе выполняется с помощью регламентной операции Расчет резервов по сомнительным долгам.

По умолчанию указанную регламентную операцию программа предлагает выполнять ежемесячно. Организации, которые представляют налоговые декларации по налогу на прибыль один раз в квартал, для соблюдения принципа рациональности учета могут выполнять расчет резервов также один раз в квартал (в марте, в июне, в сентябре и в декабре).

Регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам выполняется в два этапа:

  • вычисляется сомнительная дебиторская задолженность. С 2017 года при наличии встречных обязательств перед контрагентом для расчета резерва дебиторская задолженность контрагента уменьшается на кредиторскую задолженность перед контрагентом. Данное изменение поддержано в программе, начиная версии 3.0.46.19;
  • вычисляются резервы и формируются записи в регистр бухгалтерии и записи в регистр сведений Расчет резервов по сомнительным долгам. Размер отчислений в резерв рассчитывается в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки (интервальный способ), то есть по правилам налогового учета (п. 4 ст. 266 НК РФ). В налоговом учете величина резерва определяется с учетом ограничения, рассчитанного регламентной операцией Расчет долей списания косвенных расходов.

При выполнении регламентной операции Расчет долей списания косвенных расходов выполняется нормирование величины резерва по сомнительным долгам, которая может приниматься в налоговом учете по налогу на прибыль.

Предельный размер резерва по итогам налогового периода ограничивается величиной 10% от выручки отчетного года. Предельный размер резерва по итогам отчетного периода с 2017 года рассчитывается как наибольшая из двух величин: 10 % выручки за указанный отчетный период или за прошлый год. Данное изменение поддержано в программе, начиная версии 3.0.46.19.

Предлагаем ознакомиться:  Как закрыть ИП с долгами: можно ли закрыть, пошаговая инструкция

На практике эта норма означает следующее: если общая сумма резервов, исчисленных исходя из срока возникновения задолженности, превышает предельный размер, то сумма резерва по каждому долгу, признаваемая внереализационным расходом, нормируется путем умножения на коэффициент. Коэффициент рассчитывается как отношение суммы резервов по нормативу к общей сумме резервов, исчисленных исходя из срока возникновения задолженности. Рассчитанный таким образом коэффициент вводится в показатель Резервы по долгам регистра сведений Доли списания косвенных расходов.

Отражение резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Особенности создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете значительно отличаются, поскольку у этих типов учета различные цели. Сравним правила, характерные для бухгалтерского и налогового учета относительно резерва.

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).

Отражение резервов по сомнительным долгам должно происходить по дебету 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту 63 «Резервы по сомнительным долгам».

В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:

  • если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
  • если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
  • до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.

По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.

Сумма дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются в соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, относятся:

  • на счет средств резерва сомнительных долгов;

  • либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

Все организации, которые должны соблюдать правила бухгалтерского учета, обязаны создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и относить суммы резерва на финансовые результаты. Это соответствует требованиям ПБУ «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008).

Сумму резерва необходимо определить, учитывая или оценив степень вероятности, что задолженность не будет погашена. В дальнейшем (в предстоящих отчетных периодах) сумма резерва подлежит корректировке с учетом вновь появившейся информации (письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год»).

Сумма созданного резерва отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») и кредиту счета 63 «Резерв по сомнительным долгам».

В бухгалтерском учете организация вправе самостоятельно определять нереальность к взысканию тех или иных долгов. То есть для списания задолженности необязательно дожидаться истечения срока ее исковой давности или ликвидации должника, необходимо лишь выполнить условия, перечисленные в п. 77 Положения N 34н.

Дебиторскую задолженность, которая, по мнению организации, является нереальной к взысканию, можно списать, в частности, на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования, приказа (распоряжения) руководителя организации, не дожидаясь ликвидации должника (постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.07.2015 N Ф08-4494/15 по делу N А63-7109/2013).

Дебет 63 Кредит 62 (76)- списана сумма дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, за счет резерва по сомнительным долгам.

При этом после списания такая задолженность в течение 5 лет с момента списания отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 77 Положения N 34н).

Резерв по сомнительным долгам и кредиторская задолженность

Согласно п. 70 Положения N 34н если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете организация создает, но при этом задолженность дебиторов за счет резерва не списывается, несмотря на то, что срок исковой давности по таким долгам истек, а некоторые дебиторы ликвидированы. То есть в бухгалтерской отчетности сумма безнадежных долгов продолжает учитываться в составе дебиторской задолженности. При этом в отношении таких сумм из года в год формируется резерв.

Отметим, что бухгалтерским законодательством не установлена прямая обязанность на списание таких долгов.

При этом согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12. 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (письмо Минфина России от 12.12.2016 N 07-01-09/74292).

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (п. 26 Положения N 34н).

Отражение в составе дебиторской задолженности суммы безнадежных долгов, вероятность погашения которых близка к нулю, на наш взгляд, искажает достоверное представление о финансовом положении организации. Если организация подлежит обязательному аудиту, мнение о достоверности бухгалтерской отчетности высказывается аудиторами в ходе проверки (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ об аудиторской деятельности).

Обратите внимание, что ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. При этом согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (письмо Минфина России от 11.03.2016 N 07-05-07/13456).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Предлагаем ознакомиться:  Отмена ликвидации ООО: пошаговая инструкция и допустимые сроки

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, — суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-03-06/1/11047).

На основании п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым:

  • истек установленный срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

  • обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

  • обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

  • обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);

  • невозможность взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Определение предельного размера резервов до и после 2017 года

Рассмотрим, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 отражаются операции по формированию резервов по сомнительным долгам с учетом последних изменений налогового законодательства.

Пример 1

Организация ООО «Перспектива» (исполнитель) заключила с ООО «Дельта» (заказчик) договор на оказание услуг. Договором установлен срок оплаты за оказанные услуги – не позднее 5 дней с даты подписания акта об оказании услуг.

ООО «Перспектива» применяет общую систему налогообложения, положения ПБУ 18/02, уплачивает НДС. Учетной политикой ООО «Перспектива» для целей налогообложения прибыли предусмотрено формирование резервов по сомнительным долгам.

И в бухгалтерском и в налоговом учете расчет резервов выполняется в конце каждого квартала.

02.11.2015 заказчику оказаны услуги на сумму 150 000 руб. (в том числе НДС 18 %), этим же днем подписан акт. В установленный срок оплата от покупателя не поступила.

Выручка от реализации ООО «Перспектива», учитываемая в целях налогообложения прибыли, составила:

  • за 2015 год – 700 000,00 руб.;
  • за I квартал 2016 года – 250 000,00 руб.;
  • за полугодие 2016 года – 500 000,00 руб.;
  • за 9 месяцев 2016 года – 750 000,00 руб.;
  • за 2016 год – 1 000 000,00 руб.;
  • в I квартале 2017 года выручки нет.

Прежде чем приступать к работе, пользователь должен выполнить настройки бухгалтерской учетной политики и параметров налогового учета. Для рассматриваемого примера в карточке договора с заказчиком необходимо указать срок оплаты по договору, как это показано на рисунке 1.

Для отражения в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 операции по реализации услуг заказчику ООО «Дельта» используется стандартный документ учетной системы Реализация (акт, накладная) (раздел Продажи) с видом операции Услуги.

Резерв по сомнительным долгам и кредиторская задолженность

Для того, чтобы задолженность покупателя автоматически включалась в расчет резервов, в форме Расчеты (доступ к которой осуществляется по одноименной гиперссылке из формы документа реализации) реквизит Счет учета расчетов с контрагентом должен принимать значение 62.01 или 76.06.

По состоянию на 30.11.2015 сомнительная задолженность составляет 150 000,00 руб., но срок ее возникновения не превышает 45 календарных дней. Поэтому регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам за ноябрь не делает движений по регистрам. Не рассчитывается и показатель Резервы по долгам в регистре сведений Доли списания косвенных расходов.

Дебет 91.02 Кредит 63– на сумму резерва, величина которого составляет 75 000,00 руб. (150 000,00 руб. х 50 %).

Сумма НУ Дт 91.02 и Сумма НУ Кт 63– на сумму резерва с учетом ограничения, величина которого составляет 70 000,00 руб. (700 000,00 х 10 %);
Сумма ПР Дт 91.02 и Сумма ПР Кт 63– на постоянную разницу, величина которой составляет 5 000,00 руб. (75 000,00 – 70 000,00 руб.).

Документ Регламентная операция с видом операции Расчет резервов по сомнительным долгам помимо движений по бухгалтерскому и налоговому учету также формирует запись в периодический регистр сведений Расчет резервов по сомнительным долгам, отражающий информацию о сомнительной задолженности и о начисленных резервах в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли.

Для документального подтверждения расчета по начислению и корректировке резерва по сомнительным долгам нужно сформировать справку-расчет к регламентной операции.

Это можно сделать:

  • из контекстного меню регламентной операции Расчет резервов по сомнительным долгам;
  • по кнопке Справки-расчеты из формы обработки Закрытие месяца;
  • из раздела Операции —> Закрытие периода, перейдя по гиперссылке Справки-расчеты и выбрав вариант Резервы по сомнительным долгам.

Отчет Справка-расчет резервов по сомнительным долгам можно формировать, выводя отдельно показатели бухгалтерского учета, показатели налогового учета или показатели бухгалтерского учета с постоянными и временными разницами (рис. 3). Показатели выбираются в настройках отчета, доступ к которому осуществляется по кнопке Показать настройки.

Обращаем внимание, что в Справке-расчете резервов по сомнительным долгам по данным налогового учета в колонке 4 отражается доля признания расходов с учетом норматива, которая рассчитывается при выполнении регламентной операции Расчет долей списания косвенных расходов и фиксируется в показателе Резервы по долгам регистра сведений Доли списания косвенных расходов.

При выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль за декабрь, входящей в обработку Закрытие месяца, постоянная разница приводит к признанию постоянного налогового обязательства на сумму 1000,00 руб.

В декларации по налогу на прибыль за 2015 год (утв. приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@) сумма отчислений в резерв (70 000,00 руб.) отражается в общей сумме внереализационных расходов по строке 200 Приложения № 2 к Листу 02.

Наступает 2016 год. По состоянию на 31.03.2016 срок возникновения задолженности уже превышает 90 календарных дней, поэтому величина резерва определяется как 100 % от суммы сомнительной задолженности и составляет 150 000,00 руб. Значит, в бухгалтерском учете резерв должен быть скорректирован в сторону увеличения.

В налоговом учете предельный размер отчислений в резерв уже рассчитывается исходя из выручки 2016 года, поэтому величина резерва с учетом ограничения не должна превышать 25 000,00 руб. (250 000,00 руб. х 10 %).

Если по отношению к должнику вы и кредитор и дебитор в одном лице, это не мешает вам включить в «сомнительный» резерв всю сумму долга

Начисленный ранее резерв должен быть скорректирован в сторону уменьшения, а разница включена в состав внереализационных доходов.

Таким образом, в I квартале налогооблагаемая база увеличивается на сумму восстановленного резерва.

Дебет 91.02 Кредит 63– на сумму увеличения резерва (75 000,00 руб. = 150 000,00 руб. – 75 000, 00 руб.).

Сумма НУ Дт 63 и Сумма НУ Кт 91.01 – на сумму восстановленного резерва (45 000,00 руб. = 70 000,00 – 25 000,00 руб.);
Сумма ПР Дт 91.02 и Сумма ПР Кт 63– на постоянную разницу (75 000,00 руб.);
Сумма ПР Дт 63 и Сумма ПР Кт 91.01 – на отрицательную постоянную разницу (– 45 000,00 руб.).

При выполнении регламентной операции Расчет налога на прибыль за март, входящей в обработку Закрытие месяца, постоянные разницы приводят к признанию постоянного налогового обязательства на сумму 24 000,00 руб.

До конца 2016 года в бухгалтерском учете сумма резерва остается неизменной (150 000, 00 руб.). В налоговом учете резерв ежеквартально корректируется в сторону увеличения по мере увеличения выручки.

Дебет 63 Кредит 91.01 – на неизрасходованную сумму резерва, созданного в прошлом году и присоединенного к доходам (75 000, 00 руб.);
Дебет 91.02 Кредит 63– на сумму резерва, присоединенного к расходам (75 000,00 руб.).

Для целей налогового учета по налогу на прибыль вводятся суммы в специальные ресурсы регистра бухгалтерии (резерв доначисляется до предельной суммы, отражаются постоянные разницы).

Таким образом, по состоянию на 31 декабря 2016 года после выполнения операции Расчет резервов по сомнительным долгам величина резерва составляет:

  • 150 000,00 руб. — в бухгалтерском учете;
  • 100 000,00 руб. (1 000 000,00 руб. х 10 %) — в налоговом учете.

В декларации по налогу на прибыль за 2016 год (утв. приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@) резервы по сомнительным долгам отражаются следующим образом:

  • сумма восстановленных резервов (45 000,00) отражается в общей сумме внереализационных доходов по строке 100 Приложения № 1 к Листу 02 декларации;
  • сумма отчислений в резерв (75 000,00 руб.) отражается в общей сумме внереализационных расходов по строке 200 Приложения №2 к Листу 02.

С наступлением 2017 года порядок расчета предельной суммы резерва в налоговом учете меняется. Поскольку выручки в I квартале 2017 года нет, то предельный размер резерва определяется как 10 % от выручки 2016 года.

Таким образом, сумма ранее начисленного резерва не восстанавливается и по-прежнему составляет 100 000,00 руб. В бухгалтерском учете резерв также не меняется, поэтому регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам за март 2017 года проводок не формирует, а делает только запись в одноименный регистр сведений.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytdevru

Как видно из Примера 1, поправка, внесенная Федеральным законом от 30.11.2016 № 405-ФЗ в пункт 4 статьи 266 НК РФ, существенно улучшает положение налогоплательщика, поскольку в течение отчетных периодов налогоплательщику не придется увеличивать налогооблагаемую базу за счет восстановленных резервов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector