Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)

Выручка от реализации имущества и имущественных прав

Реализация долей, паев

Обратимся к Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ). Пунктом 2 ст. 24 названного Закона определено, что в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.

Таким образом, доля в уставном капитале общества может быть реализована, если это не запрещено уставом.

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpolicyandsafetyru

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

При этом реализация оплаченной доли общества, ранее выкупленной этим обществом, не может рассматриваться в качестве операций по внесению имущества в уставный капитал этого общества. Такое мнение Минфина России содержат Письма от 30 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/15198, от 28 января 2011 г. N 03-03-06/1/32.

В целях налогообложения прибыли организаций доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав, что определено п. 1 ст. 249 НК РФ.

При реализации имущественных прав (долей, паев) доходы от реализации на основании пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ уменьшаются на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев), а также на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

Как следует из п. 4 ст. 24 Закона N 14-ФЗ, реализация долей или частей долей, приобретенных обществом, в том числе долей вышедших из общества участников, осуществляется по цене не ниже цены, которая была уплачена обществом в связи с переходом к нему доли или части доли, если иная цена не определена решением общего собрания участников общества.

Таким образом, по мнению Минфина России, высказанному в Письме от 27 мая 2013 г. N 03-03-06/1/18992, при реализации обществом доли, ранее выкупленной у своего участника, общество может уменьшить доходы от реализации данной доли, определяемые с учетом требований ст. 24 Закона N 14-ФЗ, на расходы, осуществленные на ее выкуп.

Если реализуются доли, паи, полученные при реорганизации организаций, ценой их приобретения признается стоимость, определяемая в соответствии с п. п. 4 — 6 ст. 277 НК РФ, устанавливающей особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда).

Можно ли учесть убыток от реализации доли в уставном капитале третьему лицу{q}

Убытком от реализации доли в уставном капитале признается сумма превышения цены приобретения доли с учетом расходов, связанных с ее приобретением и реализацией, над доходами от ее реализации (Письмо Минфина России от 22 июня 2011 г. N 03-03-06/1/377).

Согласно п. 2 ст. 268 НК РФ, если цена приобретения имущественных прав, указанных в пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ, с учетом расходов, связанных с реализацией этих прав, превышает выручку от реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения прибыли.

Таким образом, если при выбытии участника хозяйственного общества из состава общества размер полученного им дохода в виде имущества и (или) имущественных прав меньше его вклада в уставный капитал данного общества, полученный убыток может быть включен в состав расходов для целей налогообложения прибыли при условии соответствия его критериям ст. 252 НК РФ. Аналогичное мнение высказано в Письмах Минфина России от 17 июля 2012 г. N 03-03-06/1/336, от 11 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/742.

В силу абз. 4 пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественного права, представляющего собой право требования долга, налоговая база в целях исчисления налога на прибыль определяется с учетом положений, установленных ст. 279 НК РФ.

НК РФ установлен различный порядок налогового учета доходов и расходов, а также убытков по уступке (переуступке) права требования в зависимости от того, наступил срок платежа по уступаемому праву требования или нет.

Согласно п. 1 ст. 279 НК РФ при уступке налогоплательщиком — продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика.

https://www.youtube.com/watch{q}v=upload

При этом размер убытка для целей налогообложения не может превышать суммы процентов, которую налогоплательщик уплатил бы с учетом требований ст. 269 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). Положения п. 1 ст. 279 НК РФ также применяются к налогоплательщику — кредитору по долговому обязательству.

В соответствии с п. 2 ст. 279 НК РФ при уступке налогоплательщиком — продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования, который включается в состав внереализационных расходов налогоплательщика. При этом убыток принимается в целях налогообложения в порядке, установленном в п. 2 ст. 279 НК РФ НК РФ.

Таким образом, при уступке права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа налоговую базу от такой операции необходимо определять с учетом положений п. 1 ст. 279 НК РФ. Если же право требования долга уступается третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, то налоговую базу от такой операции необходимо определять с учетом положений п. 2 ст. 279 НК РФ.

При этом в случае уступки в рамках одного долга части задолженности, срок платежа по которой наступил, налоговую базу от уступки части задолженности необходимо определять с учетом положений п. 2 ст. 279 НК РФ (Письмо Минфина России от 25 марта 2013 г. N 03-03-06/1/9221).

Пунктом 3 ст. 279 НК РФ установлено, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства.

Как сказано в Письме ФНС России от 11 ноября 2011 г. N ЕД-4-3/18881@ «Об убытке, полученном от реализации права требования как финансовой услуги», норма п. 2 ст. 279 НК РФ не содержит особенностей, касающихся учета убытка при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования, и не препятствует учитывать такой убыток при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Не устанавливает подобных ограничений и ст. 270 НК РФ, в которой приведен закрытый перечень расходов, не учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

По мнению налоговиков, отрицательная разница между доходами, полученными от реализации права требования, и суммой расходов по приобретению указанного права требования, включающих в себя цену приобретения данного имущественного права и затраты, связанные с его приобретением и реализацией, признается убытком, который учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Вопрос о порядке учета для целей исчисления налога на прибыль доходов и расходов при частичном погашении приобретенного права требования долга по кредиту рассмотрен Минфином России в Письме от 29 июля 2013 г. N 03-03-06/2/30028.

Предлагаем ознакомиться:  На какую сумму приставы могут описать имущество в 2019 году

Пунктом 5 ст. 271 НК РФ установлено, что при реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг дата получения дохода определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования.

Следовательно, п. 5 ст. 271 НК РФ установлен порядок учета доходов при реализации права требования долга либо его уступке. При этом порядок учета доходов при частичном погашении приобретенного права требования долга не установлен.

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, с учетом положений гл. 25 НК РФ признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 — 320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Налог на прибыль

Как вы знаете, Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) установлены перечни доходов, как учитываемых (ст. 248 НК РФ), так и не учитываемых (ст. 251 НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

— в виде денежных средств, недвижимого имущества, ценных бумаг, переданных на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в установленном Законом N 275-ФЗ порядке и возвращенных жертвователю или его правопреемникам в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом N 275-ФЗ;

При возврате недвижимого имущества или ценных бумаг жертвователь (его правопреемники) учитывает такое имущество по стоимости (остаточной стоимости), по которой оно было учтено в налоговом учете жертвователя на дату передачи такого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации (пп. 42 п. 1 ст. 251 НК РФ);

— в виде процентов от размещения на депозитных счетах в кредитных организациях денежных средств, полученных на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации или возвращенных управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом, дивидендов, процентного (купонного) дохода, иных подлежащих передаче в управление управляющей компании доходов некоммерческой организации — собственника целевого капитала от погашения по ценным бумагам, полученным на пополнение целевого капитала некоммерческой организации или возвращенным управляющей компанией в связи с прекращением действия договора доверительного управления имуществом (пп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ).

В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. К таким поступлениям относятся денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала.

Как уже было отмечено в статье, жертвователю могут быть возвращены недвижимость или ценные бумаги, переданные им на пополнение капитала некоммерческой организации. А что делать, когда вместо имущества или ценных бумаг возвращается их денежный эквивалент{q} Согласно п. 23 ст. 250 НК РФ в случае если вместо недвижимости, переданной на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, жертвователю или его правопреемникам возвращают денежный эквивалент такого имущества, то разница между стоимостью (остаточной стоимостью) имущества, по которой оно было учтено в налоговом учете жертвователя на дату передачи такого имущества, и возвращенным денежным эквивалентом будет являться внереализационным доходом.

При этом датой получения дохода в виде денежного эквивалента имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, признается дата зачисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика (пп. 11 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Если же стоимость недвижимого имущества или ценных бумаг превышает денежный эквивалент такого имущества, разница между этими величинами будет признаваться убытком и учитываться в целях налогообложения в соответствии со ст. ст. 268 и 280 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц

Перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, содержит ст. 217 НК РФ. Согласно п. 52 указанной статьи не подлежат налогообложению доходы в виде имущества (в том числе денежных средств), переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации и полученного налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом N 275-ФЗ.

Следует отметить, что при возврате жертвователю денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, от налогообложения освобождается только доход жертвователя в размере документально подтвержденных расходов на приобретение, хранение или содержание такого имущества, понесенных жертвователем на дату передачи такого имущества некоммерческой организации.

Поскольку исключений в отношении такого дохода в ст. 224 НК РФ нет, применяется ставка 13%. Физические лица — жертвователи, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ с сумм таких доходов.

Напомним, что форма и Порядок заполнения налоговой декларации по НДФЛ утверждены Приказом ФНС России от 10 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/760@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)».

Но стоит обратить внимание на еще один немаловажный момент: в случае, если на дату передачи недвижимого имущества некоммерческой организации такое имущество находилось в собственности налогоплательщика-жертвователя три и более года, при возврате денежного эквивалента такого имущества от налогообложения освобождается полученный жертвователем доход в полном объеме.

Несколько слов скажем о социальных налоговых вычетах. В частности, в социальный вычет включаются пожертвования, перечисленные физическим лицом на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). При возврате налогоплательщику пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный налоговый вычет, в том числе в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом N 275-ФЗ, налогоплательщик обязан включить в налоговую базу сумму социального налогового вычета.

Как известно, при продаже имущества (квартиры, жилого дома и так далее) можно воспользоваться вычетом по НДФЛ в размере до 1 млн руб. при условии, что данное имущество находилось в собственности не менее трех лет (пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

При реализации имущества, полученного налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом N 275-ФЗ, расходами жертвователя признаются документально подтвержденные расходы на приобретение, хранение или содержание такого имущества, понесенные жертвователем на дату передачи такого имущества некоммерческой организации — собственнику целевого капитала.

Особенности определения доходов и расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок установлены п. 13 ст. 214.1 НК РФ.

При определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, полученными налогоплательщиком-жертвователем в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом N 275-ФЗ, в качестве расходов налогоплательщика-жертвователя признаются документально подтвержденные расходы по операциям с такими ценными бумагами, понесенные жертвователем до передачи таких ценных бумаг некоммерческой организации на пополнение ее целевого капитала.

Налог на добавленную стоимость (далее — НДС)

Передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации не облагается НДС (пп. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ), то есть налогоплательщики НДС (организации и индивидуальные предприниматели) при передаче данных средств или недвижимого имущества некоммерческим организациям уплачивать НДС не должны.

Кроме того, согласно пп. 8.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не является объектом обложения НДС передача недвижимости в случае расформирования целевого капитала, отмены пожертвования или при ином возврате этого имущества в порядке, предусмотренном договором или Законом N 275-ФЗ. Эта норма действует при передаче имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Законом N 275-ФЗ.

Предлагаем ознакомиться:  Налог на имущество организаций

Но не стоит забывать, что при передаче имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, а также передаче недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации передающая сторона обязана восстановить НДС, ранее принятый к вычету по такому активу.

Таким образом, при передаче такого имущества жертвователь должен восстанавливать НДС. На это указывает пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Отметим, что налог восстанавливается в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости имущества без учета НДС.

Налоговый учет

Напомним, что до 1 января 2011 г. право организаций на создание в бухгалтерском учете резерва на гарантийный ремонт было закреплено в п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (далее — Положение N 34н).

Приказом Минфина России от 24 декабря 2010 г. N 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 года N 3» действие п. 72 Положения N 34н было отменено.

Между тем отмена п. 72 Положения N 34н не повлияла на возможность создания подрядчиками резерва на гарантийный ремонт, поскольку такой резерв с точки зрения бухгалтерского законодательства рассматривается сейчас как оценочное обязательство организации. На это указывает п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н (далее — ПБУ 8/2010).

Именно указанным бухгалтерским стандартом обязаны руководствоваться российские подрядные организации при создании большинства видов резервов. Исключение составляют лишь оценочные резервы, а также резервы, создаваемые за счет нераспределенной прибыли организации.

Обратите внимание! Если подрядная организация обладает статусом субъекта малого бизнеса, то применение ПБУ 8/2010 осуществляется ею в добровольном порядке (п. 3 ПБУ 8/2010).

— у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;

— уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

— величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете подрядчика в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (п. 15 ПБУ 8/2010). Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату.

При этом в силу п. 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни подрядной организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также при необходимости мнений экспертов. Причем в обязательном порядке подрядчик должен обеспечить документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

Обратите внимание! Если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты или меньший срок, установленный организацией в учетной политике, такое оценочное обязательство оценивается по стоимости, определяемой путем дисконтирования его величины (по приведенной стоимости).

На основании п. 8 ПБУ 8/2010 оценочные обязательства по гарантийному ремонту у подрядчика должны отражаться на счете учета резервов предстоящих расходов. При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм используется счет 96 «Резервы предстоящих расходов».

Обратите внимание! Признанное оценочное обязательство может списываться в счет отражения затрат по выполнению только того обязательства, по которому оно было создано, на что указывает п. 21 ПБУ 8/2010.

Иными словами, к счету 96 «Резервы предстоящих расходов» должен быть открыт специальный субсчет для отражения предстоящих расходов на гарантийный ремонт объектов.

Если фактические расходы подрядчика на проведение ремонта превысят сумму учтенного оценочного обязательства, то расходы на ремонт, осуществленные сверх зарезервированной суммы, будут отражаться в бухгалтерском учете в общем порядке.

Если фактические расходы на ремонт окажутся менее суммы признанного оценочного обязательства, то неиспользованную сумму оценочного обязательства следует включить в состав прочих доходов, на что указывает п. 22 ПБУ 8/2010. Вместе с тем избыточные суммы одного оценочного обязательства могут не списываться с учета, а переноситься на создание другого оценочного обязательства такого же рода.

В конце года организация-подрядчик обязана провести проверку признанных оценочных обязательств по ремонту, на что указано в п. 23 ПБУ 8/2010. Результатом такой проверки может быть как корректировка оценочного обязательства в сторону увеличения или уменьшения, так и полное списание в порядке, определенном п. 22 ПБУ 8/2010.

Напомним читателям о том, что согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщики — российские организации в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль полученные доходы уменьшают на сумму произведенных расходов. Расходами признаются любые затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, а также если они документально подтверждены и обоснованны.

Из Письма Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/236 можно сделать вывод, что при условии документального подтверждения расходов организации, осуществляющей реализацию товаров (работ, услуг) с условиями гарантийного ремонта, затраты на такой ремонт (включая командировочные расходы и стоимость запчастей, материалов) могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Расходы, произведенные налогоплательщиком, согласно п. 2 ст. 252 НК РФ, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и реализацией, на основании п. 2 ст. 253 НК РФ подразделяются, в свою очередь, на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

В состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ включаются расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту. На основании названного подпункта в состав прочих расходов включаются также отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений ст. 267 НК РФ). Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 25 января 2012 г. N 03-07-07/10.

Итак, подрядные организации, осуществляющие реализацию строительно-монтажных работ, вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту. Отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 267 НК РФ.

Руководствуясь п. 2 ст. 267 НК РФ, подрядчик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех работ, по которым в соответствии с условиями заключенного договора с заказчиком предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

Следует отметить, что подрядчик создает резерв по гарантийному ремонту в отношении всех выполненных и принятых заказчиком работ, по которым установлены гарантийные обязательства. При этом формирование для целей налогообложения прибыли резерва по каждому отдельному договору НК РФ не предусмотрено.

Предлагаем ознакомиться:  Избнжание от дтп лишение прав

Суммы отчислений в резерв признаются расходами на дату реализации товаров (работ). Таким образом, подрядчик в целях налогообложения прибыли должен сформировать резерв одновременно с реализацией выполненных строительно-монтажных работ. Размер резерва при этом не может превышать предельного размера, что установлено п. 3 ст. 267 НК РФ. То есть налогоплательщик должен определить предельный размер резерва, который он сможет учесть в целях налогообложения прибыли.

Если подрядчик осуществляет реализацию работ с условием осуществления гарантийного ремонта более трех лет, предельный размер резерва определяется как доля фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных работ за предыдущие три года, умноженная на сумму выручки от реализации указанных работ за отчетный (налоговый) период.

Если же подрядчик менее трех лет осуществляет реализацию работ с условием осуществления гарантийного ремонта и обслуживания, для расчета предельного размера резерва учитывается объем выручки от реализации указанных работ за фактический период такой реализации.

Если подрядчик ранее не осуществлял реализацию работ с условием гарантийного ремонта, то в соответствии с п. 4 ст. 267 НК РФ он также вправе создавать резерв, при этом размер резерва не может превышать ожидаемых расходов на указанные затраты. Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств с учетом срока гарантии.

По истечении налогового периода размер созданного резерва подлежит корректировке исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных работ за истекший период.

Таким образом, создание резерва на предстоящие расходы, связанные с исполнением гарантийных обязательств, является правом, а не обязанностью подрядчика, осуществляющего реализацию работ.

А. Права и обязанности, возникшие из собственно разрешения

— разрешения осуществлять определенную деятельность на постоянной основе (разрешение на право организации рынка) и в определенный промежуток времени (разрешение на строительство);

https://www.youtube.com/watch{q}v=https:ZvLW3z-gZA0

— разрешения на владение определенными правами и имуществом или использование определенных прав и имущества (разрешение на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала);

— разрешения на совершение сделки, совершение иного юридически значимого действия (предварительное согласие антимонопольного органа).

В силу совершенно разнообразного характера таких разрешений они не имеют и не могут иметь никакого единого правового режима. В большинстве случаев закон не рассматривает влияние реорганизации на судьбу таких разрешений. К примеру, законодательство совершенно не регулирует вопросы влияния реорганизации на полученные правопредшественником предварительные согласия (разрешения) от уполномоченных государственных органов на совершение сделки или иных юридически значимых действий.

Не регулирует оно соответствующие вопросы для случаев разрешения на осуществление постоянной деятельности. К примеру, если ликвидация юридического лица, являющегося организатором азартных игр, названа ст. 13 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» основанием для аннулирования разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, то вот о реорганизации там не сказано ни слова.

а) срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением специально указанных этим же Кодексом случаев <1>; б) юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

Таким образом, это общее правило говорит о следующем: права и обязанности, возникшие из разрешения, следуют судьбе имущества. Если в результате реорганизации переходит имущество, соответственно, переходят и права, возникшие из разрешения. Эту мысль можно выразить и иначе: в сфере строительства судьба разрешения привязана не к требованиям (их соблюдению) к субъекту деятельности, а к имуществу.

———————————

Еще одно важное правило связано с действием лицензии на пользование недрами: в случае переоформления лицензии на пользование недрами новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство. Как видим, здесь можно наблюдать продолжение общего принципа связи с объектом, а не с требованием к лицу, осуществляющему деятельность;

2) Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Этот Закон предусматривает разрешение на право организации рынка. В соответствии со ст. 9 Закона допускается переоформление этого разрешения только в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования (т.е. такое переоформление, по существу, — получение нового разрешения);

3) Федеральный закон «О связи». Данный нормативный акт содержит упоминание о целом ряде разрешений, но самое интересное для анализируемой нами тематики состоит в том, что этот Закон в отличие от многих других содержит развитое регулирование в части определения судьбы таких разрешений после реорганизации.

а) выделение полосы радиочастот — разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот <1>, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и (или) ввоза в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств <2> с определенными техническими характеристиками;

———————————

б) присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала — разрешение в письменной форме на использование конкретной радиочастоты или радиочастотного канала с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования. Статья 22 указанного Закона говорит о выдаче разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции.

— при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, преобразования решение о выделении полос радиочастот и разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов переоформляются по заявлению правопреемника реорганизованного юридического лица;

— при реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения решение о выделении полос радиочастот и разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов переоформляются по заявлению правопреемника или правопреемников реорганизованного юридического лица с учетом разделительного баланса;

— правопреемник в случае реорганизации юридического лица обязан подать в течение 45 дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ заявление о переоформлении с приложением документа, подтверждающего факт правопреемства;

— переоформление решения о выделении полос радиочастот осуществляется без рассмотрения вопроса на заседании государственной комиссии по радиочастотам в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления. Переоформление разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления.

— до окончания переоформления указанных документов правопреемник вправе использовать радиочастотный спектр в соответствии с ранее выданными документами.

Как видно, Законом установлен довольно либеральный и неплохо проработанный порядок переоформления разрешений (некоторая неясность существует только в отношении юридического лица, из которого выделились другие лица), а с учетом последнего правила, что до окончания переоформления правопреемник вправе использовать радиочастотный спектр в соответствии с ранее выданными документами, становится очевидным, что Закон косвенно признает возможность перехода прав и обязанностей, возникших из разрешений в результате реорганизации;

в) разрешение на судовые радиостанции или разрешение на бортовые радиостанции. Судьба прав и обязанностей, возникших из разрешений на судовые радиостанции <1>, определена подзаконным актом — Порядком выдачи разрешений на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река — море) плавания, а также форм бланков таких разрешений, утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 12 сентября 2011 г. N 227.

В соответствии с его положениями выдача разрешения на судовую радиостанцию производится территориальными органами Роскомнадзора в том числе в случаях изменения судовладельца; изменения сведений о судовладельце (для юридических лиц — организационно-правовой формы, полного наименования судовладельца).

https://www.youtube.com/watch{q}v=ytpressru

Выдача разрешений на судовые радиостанции при изменении сведений о судовладельце (для юридических лиц — организационно-правовой формы, полного наименования судовладельца), при смене судовладельца, являющегося правопреемником реорганизуемого юридического лица, осуществляется без заключения радиочастотной службы. При этом не допускается других изменений в разрешении на судовую радиостанцию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн помощь юриста
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector